В бизнес-центре "Сфера" открылась выставка "Берега Сахалина" Сергея Васенкина. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 00:07 SAKH
16+

В бизнес-центре "Сфера" открылась выставка "Берега Сахалина" Сергея Васенкина

Культура, Южно-Сахалинск

Море волнуется не раз и не два. В стенах "Сферы", несмотря на ее устойчивую репутацию покровителя сахалинских художников и мастеров, нашествие морской стихии от Васенкина случилось впервые. Открывая выставку, генеральный директор бизнес-центра Елена Алмаева сказала:

— На протяжении двенадцати лет каждые полтора месяца у нас появляются новые поводы для радости. Для нас главное, чтобы картины не висели в мастерских авторов, чтобы встретились со зрителями, потому что они несут нам свое настроение, видение мира.

И не без удивления отметила, что это первый случай, когда на вернисаж в частную галерею, хотя и весьма успешную все эти годы, пришла глава регионального министерства культуры и архивного дела. Никогда такого не было, и вдруг. Возможно, что по случаю двойного юбилея автора — 55-летия, из которых последние 25 отданы живописи.

Сергей Васенкин маринистику сделал магистральным жанром своего творчества. Однажды пришел, увидел, и море его победило. Выросший в степях Казахстана, где ближайший водоем — Аральское море — страшно далек от родных мест, попал в 1982 году на Дальний Восток, и с этого все началось. Его биография способна дать импульс всякому, кто в один прекрасный день в довольно зрелом возрасте осознает, что занимается не тем, что хочет, жизнь без призвания идет не туда, и пора совершить оверкиль. В первую половину жизни он — сварщик высшей квалификации, и сейчас без запинки называет объекты, которые строило тогда его родное СУ-7: Дом торговли, ПМК "Союзморгео", родильное отделение областной больницы, автошкола ДОСААФ… Затем с той же обстоятельностью и добросовестностью стал лепить из себя художника. Учился жадно и у многих, но во главу угла ставил, конечно, авторитет первого живописца Посейдона — Ивана Айвазовского.

Он знаком со многими морями, включая такую экзотику, как Андаманское или Тасманово, пролив Кука, но на его картинах в "Сфере" царит негромкий колорит родных морей и берегов. Залив Анива, бухта Тихая, Великан, Три Брата, Анивский маяк, романтическим средневековым замком возносящийся из пучины… "Берега Сахалина", конечно, неоднозначны, удачи перемежаются откровенно проходными, ни разу не цепляющими картинками в богатых рамочках, какие украшают во множестве художественные салоны (хотя отдельные почитатели оптимистично надеялись как-нибудь видеть его пейзажи аж в коллекции Эрмитажа). Но что есть — море у него явление вполне одушевленное. Сергей Васенкин только что под микроскопом не разглядывает жизнь, содержание и форму воды, стремясь познать душу моря, стихии по-женски капризной и по-мужски сильной, тщательно выписывая переливы жемчужно-серо-бело-пенных "шапок" на гребне волны, серо-изумрудно-болотную гладь штиля, сияющие солнечные блики.

— Море Сергея Васенкина зовет, в него хочется окунуться, почувствовать его мощь, красоту, холод, экспрессию, — говорит искусствовед Раиса Горохова.

Как складывают мозаику из пазлов, так и он на кончике кисти собирает мириады оттенков, и притяжение берегов Сахалина, омываемых такими морями, становится магнетическим. Как этого "очевидного и невероятного" он добивается, лучше автора и не скажешь:

— У морской воды бесконечное множество оттенков. Мне нравится сама изменчивость моря, его непредсказуемость и внезапность, никогда не знаешь, каким оно станет в следующий момент. Я очень быстро пресытился бы маринистикой, если бы море было постоянным. Художники часто выезжают на пленэр, но для мариниста пленэр не предполагает стояние с этюдником на море, потому что это бесполезно. Бывает, хочешь "поймать" море, а можешь просто не успеть. Пока замешиваешь мазок, чтобы положить на холст, чуть замешкался, а море уже изменилось. Маринист обязан наблюдать море в любую погоду, хоть через лобовое стекло машины смотреть на волны в шторм, запоминать их. Ни один фотообъектив не может передать все оттенки, как это делает человеческий глаз. Для мариниста главное — тренировать зрительную память. Я столько лет в профессии, но каждый раз, бывая на море, замечаю что-то новое и спешу в мастерскую, чтобы успеть положить на холст. Вода — слишком зыбкая субстанция, если умом не поймешь, то и не напишешь этот предмет, поэтому маринисты — штучный товар…

И еще было никак не пройти мимо миниатюр "Первый снег", которые, как сказал автор, — всего лишь память о молодых годах, о начале художнической карьеры в качестве графика. Наброски сделаны тушью буквально за полчаса, ностальгический пустячок из витиеватых кружев штрихов, вроде ничего серьезного, в отличие от триумфальных картинок во славу моря. А вот ведь они излучают тихий свет обаяния, заставляющий вновь возвращаться глазами. В них скрыт намек на то, что в глубине каждого победительного Магеллана и Крузенштерна живет мысль о тихой гавани и твердой земле, где первый снег легко ложится на ладонь…

По честному признанию Сергея Анатольевича, он "очень плодовитый художник". Масштабы его творческой энергии завидны, счет идет на тысячи. Многие экспонаты датированы нынешним годом, а некоторые едва успели просохнуть к выставке, как, например, "Три Брата".

— А вы умеете отдыхать?

— А я не устаю.

Подписаться на новости