Дорога жизни. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 11:54 SAKH
16+

Дорога жизни

Образование, Weekly, Общество, Поронайск

"Дорога жизни"

— Только мы рано пойдем, часов в восемь. По Поронаю. Сапоги резиновые захватите. Все вместе пойдем, вместе не так страшно. Хотя лед еще крепкий вроде...

Это "вроде" мне не понравилось. Чем больше думаешь, что в распутицу придется идти пешком на остров Южный (в простонародье — Сачи), который с Поронайском ничего не связывает, кроме льда зимой и грузовой баржи "Восток" (ее называют Маруськой) летом, тем больше становится не по себе. Но ведь они ходят! Каждый год. Из более чем 30 преподавателей лицея-интерната №3 "Технологии традиционных промыслов народов севера" на Южном живут единицы. Остальные добираются из райцентра. Правда, когда лед становится совсем ненадежным, лицей переезжает в поронайскую школу №7. Там проходят уроки, а живут ученики в этот период при коррекционной школе №4. Потом какое-никакое транспортное сообщение с островом налаживается, и учащиеся с педагогами возвращаются в родные стены.

Итак, в 8 часов мы с Еленой Криворучко, заместителем директора лицея по воспитательной работе, учителем истории и обществознания встречаемся на центральной площади, от нее на автобусе доезжаем до рыбоколхоза "Дружба", а там уже идем пешком до Пороная. К нам присоединяются еще несколько сотрудников лицея. Все в резиновых сапогах. За ночь "дорога жизни" подмерзает, а вот после обеда, на обратном пути, они понадобятся.

"Раньше на Сачи был большой зверосовхоз, людей много жило, коренных народностей, — рассказывают попутчики. — Народные промыслы процветали. Сейчас осталось не больше двухсот человек. Занимаются в основном рыбалкой. Есть два продуктовых магазина".

Легкий утренний туман скрывает верхушку маяка. На широкой ледовой трассе встречаются люди. Видно, что для них ходьба здесь — дело привычное, это я с опаской обхожу каждую трещину. Проезжает снегоход, потом микроавтобус. Значит, все не так страшно.

Улица Криворучко

Путь до лицея неблизкий. Пока идем, Елена Криворучко рассказывает о себе. Приехала в Поронайск полтора года назад из Амурской области вслед за мужем, который сейчас работает заведующим наркодиспансером. В семье четверо детей. Старшая дочь с ребенком скоро тоже переберется к родителям и будет жить с ними. Землю многодетной семье городская администрация почему-то не выделила. Сами купили участок на берегу моря за 300 тысяч рублей и сейчас строят дом. Живут пока в съемной квартире (в течение первых полугода больница оплачивала ее стоимость, потом перестала).

"Когда я говорю, что мы приехали сюда жить навсегда, никто не верит, — смеется Елена Криворучко. — Когда говорю, что мне здесь нравится, опять почему-то не верят. А я правду говорю. Стоило мне приехать, улицу Криворучко в Поронайске заасфальтировали. Коллеги смеются, спрашивают, почему раньше не приезжала".

Найти работу учителю истории удалось не сразу. Елена Юрьевна обошла все городские школы, но устроиться по специальности нигде не смогла — не было вакансий. Потом приехала в лицей, где предложили административную должность. Согласилась. Одновременно ведет несколько часов истории и обществознания.

На вопрос, почему ее семья решила жить в городе, который многие хотели бы покинуть, Елена отвечает — сначала муж приехал на работу, ему понравилось море, потом она сама прибыла "на разведку", а потом решили остаться.

"Здесь чувствуешь себя ближе к природе. Море, тундра... Вы бы видели, сколько папоротника и разной ягоды я набрала в лесу! Да и к коллективу, детям уже привыкла. Мы делаем общее дело", — и все это совершенно без пафоса.

Серый кардинал

До лицея мы добрались без происшествий. У детей каникулы после третьей четверти, но это не освобождает учителей от обязанности ходить на работу каждый день. Тем более, на носу переезд. Журналы, учебники, различные пособия — все необходимое предстоит перенести на тот берег, в школу №7.

У входа в лицей нас встречает пожилая женщина с молодыми, даже озорными глазами.

— Здравствуйте. Вы директор?

— Нет.

— Почему до сих пор нет?

— Молодец! Я — серый кардинал, — смеется женщина, и я понимаю, что детям повезло. Ведь это здорово, когда у педагога есть чувство юмора.

Тамара Фенько — учитель истории и обществознания. 21 год назад ее муж Геннадий Полторацкий создал этот лицей. Он уже ушел из жизни, но коллектив до сих пор вспоминает его с уважением. Сейчас образовательным учреждением руководит Валерий Мытин.

"Очень хозяйственный человек, — говорит про него Тамара Дмитриевна. — Не слишком демократичный в управлении, но я как историк понимаю, что демократия не всегда дает результаты. Вот как Петр I был когда-то. Его сейчас многие критикуют, а я убеждена, он знал, что делать, как делать, и делал. Это была личность. Наш директор тоже твердо знает, что нужно делать, и упорно добивается этого".

Когда-то в здании лицея была обычная общеобразовательная школа №3. Сейчас здесь учатся 64 человека: уйльта, нивхи, нанайцы, русские... Много детей с севера Сахалина, особенно из села Вал Ногликского района. Есть из Южно-Сахалинска, Сокола... Для иногородних предоставляются места в интернате.

Дети, как и везде, с разной степенью обучаемости. Есть проблемные семьи, есть попавшие в трудную жизненную ситуацию... Например, четверо детей не так давно остались без мамы, над ними оформила опекунство их тетя, приехавшая из Санкт-Петербурга. Они живут рядом с поронайским портом.

Лицей — это обычная средняя школа, в которой получают еще и профильное образование. Раньше вместе с аттестатом выпускникам выдавали соответствующие дипломы, например, швеи. Сейчас — только аттестаты. Но факультативы по-прежнему ведутся: национальное декоративно-прикладное искусство, изучение родного языка и литературы народов севера (уйльта), технология изготовления одежды с национальным уклоном, национальное многоборье...

— А где вы живете? В Поронайске или здесь? — спрашиваю я, желая обменяться впечатлениями от перехода по льду.

— Здесь, — отвечает Тамара Фенько. — У меня домик у протоки, чуть дальше, чем остальные. Рядом со мной никого нет. Зимой во время вьюги знаете как весело?

Дети природы

Преподаватели отмечают, дети народов севера — особенные. В них сильна связь с местом обитания. Они талантливы и понимают красоту. А еще они более ранимы и обидчивы, чем, например, их русские ровесники.

"Я всегда думала, что это дети природы, у которых ярко выражена цикличность уклада жизни и менталитета, а вот интеллектуальное развитие часто не успевает за творческим способностями, — говорит Тамара Фенько. — Но сейчас я вижу, что налаженный в нашем лицее процесс соединения образовательной программы и того, что близко и понятно им, дает результаты. Мы ставим перед собой задачу выпустить людей самодостаточных, удовлетворенных принадлежностью к своей национальности, образованных, не комплексующих. Когда я сравниваю детей, которые заканчивали лицей 15 лет назад, и сегодняшних выпускников, вижу огромную разницу. Иногда меня даже пугает некое превозношение себя. Но остается одна нехорошая черта, которую мы никак не можем победить, — это некое иждивенчество, привычка к льготам, например, при поступлении в институт. Мы постоянно объясняем детям, что человек должен всего добиваться сам. Думаю, со временем потребность в этих льготах отпадет. Наш лицей уже сформировал элиту народов севера. Наши выпускники сегодня работают в администрации, музее, школе. Мы подготовили представителей интеллигенции, это очень важно. Вот сейчас в 11 классе у нас пять человек, из них трое — представители коренных народностей. Все собираются поступать в вузы. Иногда они начинают думать, что в общем-то достаточно хорошо все знают, и даже начинают со мной спорить. Это я считаю за счастье. Когда девочка Диана из Ноглик встает и оппонирует мне, это так приятно. Это говорит о том, что ребенок чувствует себя самодостаточным".

Среди выпускников лицея-интерната есть те, кому удалось поступить в Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена. Некоторые выпускники остаются работать в лицее. С кадрами здесь все в порядке.

23-27 апреля в Москве будет проходить международная выставка-ярмарка, в рамках которой состоится всероссийская научно-практическая конференция "Педагогика Севера: интеграция в единое образовательное пространство". В лицее уже подготовили презентацию образовательного учреждения, ее проведет преподаватель национального декоративно-прикладного искусства Надежда Джаббарова.

Но вернемся к детям. Сейчас проблема только одна — переезд. Из-за сложностей с ним многие родители из числа коренных малочисленных народов севера Сахалина не хотят отдавать детей в лицей-интернат, что говорит об их ответственности. Но скоро транспортное сообщение станет более цивилизованным. Когда растает лед, перевозить детей будет новый катер на воздушной подушке. Руководство лицея рассчитывает, что в связи с этим желающих учиться в лицее станет больше.

— Пусть построят нам мост сюда. Хотя нет, не пишите об этом, все равно не будет, — говорят учителя.

Татумди

Сирюко Минато (по-русски — Людмила Хомовна) родилась в 1943 году неподалеку от Невского озера. Дважды лауреат областных конкурсов "Учитель Сахалинской области", победитель в номинации "Пропаганда традиций и культуры коренных малочисленных народов Севера". Живет в Поронайске. Уже 14 лет преподает в лицее родной для многих ее учеников, но по сути иностранный язык — уйльтинский (до этого вела факультатив по нанайскому). В редких семьях остались бабушки или дедушки, которые понимают его и умеют на нем объясняться. В большинстве своем уйльта обрусели.

"Очень трудно прививать любовь к родному языку детям, тем более, по программе у них большая нагрузка, — говорит Людмила Минато. — Но тот ребенок, который знает, что он — уйльта, как-то тянется к родному языку, старается его понять. У нас есть учебник "Говорим по-уйльтински", он очень полный, в нем рассказывается о национальных обычаях, о быте, о природе родного края. Родители учеников с интересом листают его страницы — для них это тоже родной язык только номинально".

— А как будет по-уйльтински школа?

— Татуку.

— А учитель?

— Татумди.

— А переход через реку?

Эта фраза, произнесенная Минато на уйльтинском, так и останется в моем диктофоне как не похожий ни на что танец звуков, который невозможно разбить на отдельные буквы.

Мишка на подушке

Экскурсия по лицею-интернату получилась короткой. На другой берег желательно перебраться до обеда, пока не потеплело. Впечатление хорошее: чистые и светлые классы с интерактивными досками, современный компьютерный класс, небольшая столовая, которую украшает картина, нарисованная выпускниками, спортзал (он же актовый зал). В планах директора — полная замена окон и дверей.

Столовая
Столовая

В корпусе интерната идет генеральная уборка. Здесь есть игровая комната, класс для занятий творчеством и даже свой музей, где можно посмотреть на поделки из природных материалов и почитать "Курочку-рябу" на уйльтинском. В этом же здании находится группа для дошкольников, сейчас ее посещают пятеро малышей.

Группа для дошкольников
Группа для дошкольников

В интернате живут учащиеся с 1 по 11 класс. Увидев в одной из комнат мишку на подушке — казалось бы, незначительная деталь, — думаешь: как, должно быть, несладко получать образование вдали от дома, особенно самым маленьким.

Музей
Музей

Я — учитель

На уроках обществознания Тамара Фенько старается выстраивать ту среду, в которой окажутся дети после окончания школы. Просит их подумать, как они поступят, оказавшись в той или иной ситуации. Иногда это намеренно пессимистичные модели, чтобы не отрываться от реальности.

"Я очень жалею детей, потому что я мать, бабушка, человек, прежде всего, — говорит историк. — Но я наталкиваю их на правильные ответы и на правильное понимание вопроса, а не даю им готовых рецептов. Я не ленюсь, не кричу, а постоянно отрабатываю важные моменты с детьми. Я — учитель, а значит должна ребенку помочь. Чтобы он не пошел на экзамен в состоянии стресса. Мне нужно создать для каждого фактор успеха. Сегодня не только дети, но и учителя попали под прессинг ЕГЭ. Они тоже хотят выглядеть нормально, поэтому давят на детей. С другой стороны давят родители. Вот и получается, что ребенок — это бедный агнец. Мы очень много говорим о гуманности, о том, что система образования должна быть гибкой, демократичной... Сегодня этого очень сложно добиться. Это могут обеспечить отдельные люди, которые сами по себе люди, у которых есть чувство сострадания, доброты, понимания, есть озабоченность не исключительно своими проблемами, а проблемами других людей. Потому что педагог — это вторично. Главное — быть человеком".

***

"Почти все люди хорошие, Глазастик, когда их в конце концов поймешь". Почему-то эта фраза из романа Харпер Ли "Убить пересмешника" вертелась в голове, когда мы с Еленой Криворучко шли обратно. Позади оставалась по сути обычная школа с самыми обычными людьми, которые стараются хорошо делать то, за что однажды взялись. Школа, у которой есть одно сходство вот с этой ледяной дорогой. Она — дорога жизни для учеников. Не будь ее, где учились бы эти дети, что с ними стало бы?

Кое-где слегка потрескивал лед, и хотелось уже скорее добраться до берега.

Дорога обратно
Дорога обратно
Подписаться на новости