Сахалин ждет хоспис для онкобольных. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 01:19 SAKH
16+

Сахалин ждет хоспис для онкобольных

Здравоохранение, Общество, Южно-Сахалинск

"Больную" тему обсудили депутат облдумы Любовь Шубина и замглавврача островного онкодиспансера Сергей Старцев.

Так сложилось, что именно к Любови Шубиной как к инициатору проекта сегодня обращаются сахалинцы с вопросом, почему затягивается строительство обещанного центра паллиативной помощи (хосписа) в Южно-Сахалинске. Это и стало причиной рабочего визита депутата в областной онкологический диспансер, где состоялся ее разговор с заместителем главврача медучреждения Сергеем Старцевым.

Обеспечивает ли оно сегодня всех онкобольных в Сахалинской области? Как работает открывшееся в текущем году отделение паллиативной помощи, и каких перемен ждать уже завтра?

В последнее время по программе "Онкология" на решение проблемы в Сахалинской области выделяются огромные средства. Предполагается, что в 2014-2020 году в эту отрасль медицины вложат 9 млрд. рублей — больше, чем в какую-либо другую. Ситуация с онкологическими заболеваниями на Сахалине, можно сказать, стала темой года. В регионе регистрируется высокий уровень онкозаболеваемости, и тревожная статистика заставляет представителей власти и ученых активно искать новые пути решения проблемы, причины столь высоких показателей.

На территории онкодиспансера сейчас активно идет строительство хирургического корпуса, в середине 2015 года он будет открыт. Как рассказал Сергей Старцев, здесь предусмотрено развертывание современных операционных, открытие иммуногистохимической лаборатории для точной верификации опухолевого процесса, внедрение новых методов лечения с использованием лапароскопической аппаратуры и др. Есть вероятность, что в начале следующего года начнется также строительство долгожданного хосписа (центра паллиативной помощи). Этот проект давно продвигают депутаты и лично Любовь Шубина. Если все пойдет как задумано, то в 2017 году "это мрачное здание" (как выразилась одна из представительниц СМИ), будет сдано в эксплуатацию.

"В его важности и необходимости вопросов даже не возникает, — отмечает в разговоре с депутатом Сергей Старцев. — И нельзя сказать, что это здание "мрачное", значительно сложнее работать врачам, на глазах которых протекает болезнь онкологического больного, когда этого здания нет. Нужно понимать, что отделение паллиативной помощи необходимо не только для получения раковыми больными общеукрепляющей терапии, но, в первую очередь, чтобы обеспечить качественную жизнь тому, у кого не осталось надежды на выздоровление, если возможности радикального лечения уже исчерпаны. Я говорю о последних днях жизни человека".

Больной с четвертой стадией заболевания уходит из жизни очень тяжело. По словам врача, в большинстве это пациенты лежачие, живут только на обезболивающих наркотических средствах, и в домашних условиях обеспечить им должный уход непросто, практически невозможно. Привел пример тяжелобольной женщины, у которой в городской квартире живет семья, где растут четверо малолетних детей. Подобных примеров сотни.

Если больной поступает из района и состояние его крайне тяжелое, назад его не отправляют, оставляя до последнего дня в учреждении.

"Но ведь есть и те, кому вы отказываете, невозможно разместить всех?" — спросила Шубина.

"Стараемся помочь каждому, хотя это непросто. Есть в вопросе и этическая составляющая: нельзя в одном отделении вместе содержать больных, нацеленных на выздоровление, и тех, у кого этой надежды больше нет…". По словам Старцева, в 2014 году в диспансере умерли 66 человек, имеющих последнюю стадию заболевания. "Это паллиативные больные, которых госпитализировали, заведомо зная, что они умрут", — констатировал врач. И усомнился, корректно ли озвучивать данные цифры читателям?

Нужно и важно, лукавых цифр здесь быть не должно, чтобы ясно видеть, насколько серьезна проблема, считает Любовь Шубина. И приводит официальную статистику: в 2012 году в Сахалинской области умерло от онкологии 1120 человек, в 2011 — 960 человек, — в среднем в год от этой болезни уходит из жизни около одной тысячи человек, и все они нуждаются в паллиативной помощи. То, что уровень онкозаболеваемости у нас на 20 процентов выше, чем в среднем по России, отмечал в своих выступлениях и министр здравоохранения области Александр Зубков.

Речь шла также о подготовке кадров для работы в хосписе, которых сегодня и так очень не хватает, несмотря на новые программы привлечения специалистов. И об известной проблеме обезболивания больного на дому, так как в некоторых районах не получена лицензия на хранение наркотических средств (для того, чтобы доктору поставить на рецепте подпись, назначить больному сильнодействующий обезболивающий препарат, необходимо заполнить массу бумаг). Люди, страдающие мучительными симптомами, порой только в областном центре могут себе позволить приобрести морфины и обезболивающие пластыри.

В настоящий момент в муниципальных образованиях есть всего три онколога (в Поронайске, Охе и Холмске). Но даже если и появится такой врач в каждом районе, для раннего выявления заболевания необходима определенная база, поэтому специалисты диспансера продолжают вести выездную работу в районах.

Любовь Шубина посетила открывшееся в онкодиспансере отделение паллиативной помощи на 8 коек (еще 6 в связи с нехваткой площади распределены по профильным отделениям).

Сотрудники этого отделения, как рассказала его заведующая Анастасия Овсянникова, прошли обучение по многим вопросам оказания паллиативной помощи. "По большому счету здесь требуется не столько высококвалифицированная работа врача, сколько особые человеческие качества медперсонала, умеющего быть, в том числе психологами, чтобы к каждому пациенту найти особый подход".

Действительно, медсестрам здесь не позавидуешь. Им порой приходится таскать непосильные тяжести, помогая больным вставать и ложиться на каталку, сопровождая на процедуры и осмотры. Санитаркам ухаживать так, чтобы не оскорбить достоинства человека, стараться создать близкие к домашним условия. Врачи в онкологии — люди незаурядные, здесь нужен не только профессионализм…

На вопрос ИА Sakh.com, достаточно ли будет нашему региону хосписа на 25 коек, учитывая объем тяжелых больных, Сергей Старцев ответил утвердительно. "Думаю, да. Ведь человек не будет жить здесь месяцами, а периодически получать симптоматическую терапию по необходимости, то есть его будут поддерживать и отправлять домой, а в случае ухудшения состояния снова привозить в медучреждение". В новом отделении, по словам специалиста, будет работать и хорошо подготовленная бригада врачей, готовых в любую минуту выехать к страдающему больному.

"Уже подготовлена необходимая документация для проектирования, в том числе получения техусловий на подключение к инженерным сетям. В июле текущего года документация была передана в управление капитального строительства правительства Сахалинской области, которое 3 октября объявило конкурс на разработку проектной документации. Конкурс состоялся, и теперь, в соответствии с законом в течение 240 дней состоится подведение итогов. Сметная стоимость строительства, напомню, 255,5 миллионов рублей. Все этапы требуют четкого соблюдения требований законодательства — существует определенный порядок. Сегодня есть твердая уверенность, что важное для сахалинцев учреждение будет построено к 2017 году, — подвела итог Шубина.

Сергей Старцев уверен, что Сахалинский областной онкологический диспансер — лучшее профильное учреждение, существующее пока на Дальнем Востоке. Напомню, образовался он более 60 лет назад, сегодня рассчитан на 300 коек, но постепенно расширяется. Лечение здесь ежегодно получают более семи тысяч больных, проводится около трех тысяч операций, поликлинику в год посещают 50 тысяч сахалинцев.

***

На следующее утро после посещения отделения, его сотрудники сообщили, что из тех больных, с кем мы вчера разговаривали, двое ночью ушли из жизни.

Подписаться на новости