Дорога у моря. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 19:11 SAKH
16+

Дорога у моря

Туризм, Weekly, Александровск-Сахалинский

Туристический информационный центр в здании Хоккайдо-центра на Коммунистическом проспекте Южно-Сахалинска. Спрашиваю у сотрудницы ТИЦ, сидящей напротив входной двери:

— Как добраться до Виахту, там есть интересный школьный музей северных народов... Что вы об этом знаете?

Девушка с большим трудом начинает припоминать, что она про это знает, затем неуверенно произносит:

— Вам надо ехать в Оху... Нет, в Ноглики. Оттуда попадете в Виахту...

Вскоре она понимает, что ее ответ звучит неубедительно и ищет поддержки у молодого человека, сидящего за столом слева, — второго сотрудника центра, уткнувшегося в компьютер.

— А где это? — откликается тот в ответ на вопрос о Виахту, не поднимая головы.

На стенке помещения ТИЦ полка с сувенирами. На видном месте шапка-ушанка розового цвета с кокардой военнослужащего российской армии... На столе несколько экземпляров новенького путеводителя вразброс. Приобрести его, впрочем, невозможно.

Дорога

Вторая половина августа. В Александровске-Сахалинском заправляю машину. На маршруте в 150 км до Виахту заправок нет...

Побережье Александровского залива издавна служило путепроводом для продвижения промысловых людей, воинов древних империй, купеческих караванов, исследователей и путешественников.

Где-то здесь проходил японский исследователь Мамия Риндзо. В 1808 году Риндзо вместе с другим чиновником, Мацудой Дэндзюро, получил задание обследовать Сахалин. В апреле 1808 года оба путешественника прибыли на Сахалин, в селение Сирануси, которое располагалось в районе мыса Крильон и являлось главной базой Японии на берегах Сахалина. В дальнейшем путешественники разделились. Мацуда Дэндзюро направился на север по западному побережью Сахалина, Мамия Риндзо в том же направлении, но по восточному побережью. Добравшись до устья Амура, Мамия Риндзо засвидетельствовал островное положение Сахалина. Сведения держались японцами в секрете, и когда Геннадий Невельской — руководитель Амурской экспедиции 1849-1855 годов — описал пролив и устье Амура, японские карты уже мало кого интересовали в Европе...

Жизнедеятельность 1500 человек, проживающих ныне на побережье Александровского залива — в Арково, Мгачи, Мангидае, Танги, Хоэ, Трамбаусе, Виахту — тесно связана с дорогой. Северные села будто нанизаны на суровую нитку, соединяющую их с цивилизацией. Особую известность имеет 120-километровый отрезок трассы, соединяющей Александровск-Сахалинский с северной частью района (Мгачи — Виахту).

Дорога изначально строилась Северо-Сахалинским леспромхозом для вывоза леса. Леса не стало, и технологическая дорога перестала быть нужна. Содержать её местная власть не имела права, поскольку не была ее собственником. Дорогу пересекают реки и ручьи. После сильных дождей они угрожают снести некрепкие мосты, превращают в жижу дорожное полотно. Автобусное движение из города в это время прекращается. Добраться до дома или выехать из села невозможно.

Весной 2011 года, когда водными потоками было снесено сразу несколько мостов, решением суда при активной помощи областного правительства бесхозная дорога была признана муниципальной собственностью, и сейчас она под присмотром...

В Мангидае грунтовка ныряет к устью реки с одноименным названием. По обочине села медленно идет пожилая женщина.

— Семь человек проживает — четыре вдовы и трое мужчин. В лесу живем, а дрова возят с Тымовского, — рассказывает она.

В селах побережья печное отопление и "дрова" — синоним благополучия.

Танги

В 58 км от районного центра располагается село Танги. Оно основано в 1884 году. Население около 100 человек. По склонам сопок зеленые лоскуты леса перемежаются с горельником. С востока к дороге прислонилась Лысая сопка. Такое название — Лысая или Голая — обычно получают сопки, где лес по разным причинам сгорел и восстанавливается сам по себе.

В поселке сливаются речки Большая и Малая Танги. Вода коричневая, тундровая. С первого взгляда создается впечатление, что место построено без всякого плана, как придется. Крыши домов оббиты толем — не целиком, а кусками — где потекло, там и прикрыли, реже шифером. Домов три-четыре десятка. Поленницы дров тут и там — зима тут суровая, ветреная. Покосившиеся уборные на крохотных огородах.

На улице Советской вдоль забора, ограждающего большое складское помещение, навалом куски металла, вышедшие из употребления узлы и механизмы, и дома оттого похожи на маленькие крепости.

В здании бывшего Дома культуры стена со стороны улицы выломана. Темная дыра в зал, пустые дверные проемы. В фойе на сохранившейся части стены у самого потолка рисунок трелевочного трактора волочащего хлысты, над ним касающееся верхушек елей солнце.

Женщина идет за водой, толкая перед собой тележку с флягой.

— Это бывший Дом культуры? — спрашиваю я.

— Он самый. Люди приезжали с Хоэ на танцы, весело было...

Сопка Лысая
Сопка Лысая
Село Танги
Село Танги
Улица Советская
Улица Советская

Трелёвочный трактор, вдохновенно изображенный неизвестным художником на культурном учреждении — транспортное средство, используемое для лесозаготовительных работ. С их помощью осуществлялись сбор и доставка деревьев и хлыстов от места рубки до места промежуточного складирования (лесовозной дороги или верхнего склада). Транспортировка деревьев и хлыстов велась волоком (методом частичной погрузки). Трелевщики, я видел в Александровске в середине 90-х — изломанные, брошенные, потерявшие свою былую значимость.

Хлысты — в лесозаготовительных работах — стволы поваленного дерева, отделённые от корневой части и очищенные от сучьев. Очистку ствола и отделение вершинной части производилась на лесосеках или на верхних и нижних складах лесозаготовительных предприятий. Хлысты раскраивали (раскряживали) в зависимости от его размеров и качества на круглые сортименты (отрезки), предназначенные для строительства, выработки пиломатериалов, для рудничной стойки и другой продукции.

Из него тут сложены мосты и причалы, сооружены опоры линии электропередачи, дома местных жителей и производственные постройки, сараи и бани. На дороге в топких местах из него устроены настилы. Проезжая по ним, машина будто спотыкается. Выброшенные на берег реки половодьем деревья служат топливом для печей. Лес ещё тот — советский — пепельного цвета, обожженный солнцем и пропитанный туманами.

Старый мост над рекой. В качестве мостовых опор служат ряжи — бревенчатые срубы, с дном или без такового заполненные булыжником. Пролеты между срубами перекрыты огромными бревнами. На них положен бревенчатый настил, а сверху ещё и толстые тесовые доски. Бревна стянуты стальными тросами. При строительстве моста ряж собирался из приготовленных бревен на том месте, где требовалось его погрузить в воду, затем вокруг него прорубались борозды (зимой майны), после чего по мере загрузки ряж садился на дно. Ряжевые фундаменты устраивались в тех случаях, когда твердый грунт основания не допускал забивки свай или же, наоборот, при очень слабых грунтах (ил, торф) — как здесь. Такие мосты часто ремонтировали или заменяли.

Мост через реку Танги
Мост через реку Танги
Ряж
Ряж

Раньше мост в селе Танги был проездным. Теперь он пешеходный с перилами для безопасности. Для проезда в правобережную часть села жители пользуются другим мостом — выше по реке, расположенным на автодороге. Там те же ряжи — короба, срубленные из бревен, заполненные диким камнем.

Справа по течению реки Танги развалившийся причал, служивший для отгрузки леса. И здесь при постройке причальной стенки использовались ряжи. На противоположном берегу реки камень, похожий на сидящего тигренка. Рядом другой камень — будто брошенная боксерская перчатка. Дальше к северу у берега пролива скала "Слон". Под ней затянутый песком ржавый остов малого рыболовного сейнера (МРС), палатки туристов.

— Плашкоут причаливал, обломал "хобот", — рассказывают отдыхающие.

Цветет шиповник — это происходит одновременно с ходом лосося.

Устье Танги
Устье Танги

В устье реки на пригорке балок — своеобразный культурный феномен Сибири и Дальнего Востока. По сути, это передвижной домик для временного размещения людей без дополнительных удобств. Внутри печь для обогрева — труба торчит наружу, спальное место, стол. Балок установлен на тракторную тележку, что позволяет транспортировать его с одного места на другое. Примитивное, но идеально совершенное творение человека — где можно отыскать кров, тепло и еду. При этом помнить, что у него есть хозяин — группа единомышленников-промысловиков — охотников или рыболовов. Принято оставлять продукты, спички, дрова, чтобы всякий нуждающийся человек мог при случае спастись, восстановить свою жизнедеятельность. Не следует лишь оставлять мусор, портить, ломать и уносить с собой что-либо...

— Побьют и фамилии не спросят, если что ...

В устье реки мешки, набитые камнями или песком. К ним рыбаки привязывают сетки, чтобы не стянуло течением при ловле горбуши.

Рыба всегда служила источником питания жителей побережья Александровского залива. Вот и сейчас у берега ставят с лодки рыболовную сеточку двое мужчин в надежде поймать лосося.

Пока мужчины занимаются промыслом, женщины у кромки воды гуляют с детьми. Собака-щенок бежит навстречу. Мальчик постарше ловит в речке рыбу на спиннинг. Он умело забрасывает снасть.

Хоэ

По дороге на Хоэ в 80 км от районного центра несколько раз останавливаюсь, чтобы снять на камеру примечательные места. Долины речек живописны. Мосты по сторонам обозначены высокими жердями. Зимой при очистке дороги от снежных завалов они служат ориентирами для снегоочистительной техники.

На обочине дороги сидит лиса. При приближении перебегает дорогу и исчезает в зарослях.

Село основано на месте одноименного нивхского стойбища как поселок лесозаготовителей.

В "Топонимическом словаре Сахалинской области" Гальцева-Безюка с точки зрения истории, этнографии и лингвистики дается такое толкование названию села. В переводе с эвенкийского языка — это болото, тундра. Другие исследователи считают, что "хоэ" (на некоторых географических картах "хой") буквально означает таймень (самая крупная рыба из семейства лососевых).

Расцвет села приходится на 70-80 годы минувшего века. Лесозаготовительная отрасль являлась главной. Проживало около пяти тысяч человек, в том числе бывшие комсомольцы, прибывшие сюда в 30-е годы по путевке ЦК ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи) осваивать богатства Сахалина.

В Хоэ также находился причал для отгрузки деловой древесины, теперь берег пуст. В селе проживает 405 человек (2013).

В море стоит японский сухогруз, перевозивший спиленный тут лес, заброшенный на мель штормом и разорванный надвое.

И здесь мост через реку Хоэ из прошлого века. К лету 2021 года планируется возвести новый — железобетонный.

Три коровы пасутся прямо в селе среди бурьяна.

Рядком — здание сельской администрации, Дом культуры, школа. Безлюдно. Проехал на велосипеде мужчина старшего возраста, и снова никого.

Первая начальная школа в Хоэ была открыта в 1937 году. Это было одноэтажное деревянное здание, в которое пришли получать знания дети лесников и рыбаков. Школа из начальной преобразовалась в семилетнюю, а затем в восьмилетнюю. 1 сентября 1957 года открылись двери новой средней школы в центре села Хоэ. Дети учились в две смены. Сейчас учится два-три десятка детей. Школа имеет филиал в Танги в 12 км от Хоэ. В прошлом году в нем обучался один ребенок.

Во дворе сложенная из бревен песочница, проросшая травой, волейбольная площадка, баскетбольный щит на двух бревенчатых опорах.

Напротив школы чаша олимпийского огня. По периметру постамента ордена ВЛКСМ. За ней детские качели, горка, сбоку — полянка для подвижных игр.

Водопровода нет. В центре села установлена цистерна для общего пользования. Воду возят с ключа, находящегося в 5 км к северу от села...

Трамбаус

День жаркий. У ключа останавливаемся, чтобы запастись питьевой водой.

С востока горы Соболиная и Березовая. Над дорогой скальники среди густой растительности, будто каменные скульптуры, вырезанные древними обитателями острова.

Реки тихие, неспешные в это время года.

Поворот на Трамбаус отмечен дорожным указателем. Любопытно, как отозвался о Трамбаусе писатель А.П.Чехов, побывавший на Сахалине в 1890 году. К северу от Арково он не был и относящиеся к этому селению цифры он взял из подворной описи и исповедной книги. "Трамбаус: Жителей 8: 3 мужчин и 5 женщин. Счастливое селение, где женщин больше чем мужчин".

В 2013 году в селе проживали 88 человек.

Как рыбацкий поселок на карте Сахалина Трамбаус появился в 1930 году. Только на территории Александровск-Сахалинского района таких рыбацких и рабочих поселков вдоль побережья насчитывалось 119. Но уже к концу 40-х годов от многих остались лишь воспоминания да скупые архивные сведения.

Река Дорофеевка стекает в море извилистой лентой. На небольшом песчаном плато у моря вдоль одной улицы и нескольких переулков стоят обветшавшие от времени дома. Вокруг чахлая растительность, изуродованные ветрами деревья и топкие мари, богатые брусникой, клюквой, морошкой, шикшой. Место открытое. В ветреную погоду продувает насквозь всё и вся.

Слева летное поле, на которое приземлялись самолеты, а затем летели дальше в Виахту. По краю расположилась костяника. Александровский аэропорт многие годы успешно выполнял народно-хозяйственные задачи. С наступлением зимы самолетами доставляли охотников на места промысла. Авиатехника оборудовалась лыжами. Они позволяли садиться на лед, покрывающий заливы, болота. Промысловики летали вместе с собаками, запасом продуктов, охотничьим снаряжением.

Для аборигенов тогда "воздушные каюры" стали добрыми друзьями на многие годы.

Летное поле
Летное поле

Брошенный жилой дом у самого синего моря. Распахнутая настежь дверь оббита старым ватным одеялом, сверху прикрыта рваным толем. Крепкими гвоздями к ней прибита дверная ручка из обрезка трубы, сплющенной на концах. Половые доски выломаны, на земле битый кирпич от разобранной печи. В коридорчике под мусором нахожу несколько разномастных поплавков для рыболовной сети. Один из них в виде шара из пластмассы с корейскими иероглифами, состоящий из двух половинок и ушка для привязи. Забираю с собой.

К югу от села виден мыс Уанди (с нивхского — "битва", "место, где происходило сражение"). Возможно, здесь происходили сражения чжурчженей с монголами, пришедших войной с материка за раздел острова на сферы влияния во второй половине 13 века. Камень Бошняка. Назван так в честь участника Амурской экспедиции Николая Бошняка.

В 1852 г. Бошняк отправился на Сахалин с целью его изучения. Пешком и на собаках обследовал западное побережье острова, где открыл месторождения каменного угля, пересек Сахалин и вышел на восточное побережье; открыл реку Тымь и обследовал ее на всем протяжении. Несмотря на молодость, мужественно он справился со всеми трудностями экспедиционной работы.

Мыс Уанди
Мыс Уанди
Река Дорофеевка
Река Дорофеевка

Нарядной особой среди серого архитектурного однообразия смотрится сельская библиотека.

Сельская библиотека
Сельская библиотека

Здесь время от времени собираются аборигены поговорить о своем житье-бытье. Тут много коренных жителей — так и остаются в этой глуши поколение за поколением. Места вокруг богатые, хотя и заметно оскудели. Старожилы вспоминают, как бродили возле поселка стада северных оленей, не опасаясь людей. Водоплавающей дичи на озерах было немерено. Сегодня такого нет — обеднела тундра.

Но главной ценностью была и до сих пор остается навага. Именно сюда, к северо-западному побережью Сахалина, подходят на нерест косяки этой рыбы, отличающейся высокими вкусовыми качествами. Рыба экологически чистая, пользующаяся особым спросом далеко за пределами острова.

— Многие десятилетия Трамбаус был вотчиной Александровского рыбозавода. Именно тут добывалось более 80 проц. годового плана. Десятки промысловых бригад и звеньев приезжали на наважью путину. В зимние месяцы поселок напоминал людской муравейник, наполнялся гулом моторов, — писал Анатолий Шмигельский, журналист районной газеты "Красное знамя".

— Улов со льда вывозили на лошадях, в Трамбаусе их был целый табун. Затем их заменили снегоходы "Бураны". Не оставались без работы и жители поселка. Мужчины ловили рыбу, женщины на берегу сортировали ее, затаривали в специальные ящики. Работы хватало круглый год. Заготавливали лед для хранения рыбы, готовили склады, рыболовные снасти для будущей путины. Все были при деле, жили, хотя и не богато, но и не бедно. Ключом била культурная жизнь. Когда нагрянула перестройка с акционированием, приватизацией и диким рынком, Александровский рыбозавод, успешно работавший многие десятилетия, развалился. Осталось не у дел и население рыбной житницы. Людей просто бросили на произвол судьбы: выживайте, как хотите.

Местные жители дополняют рассказ:

— Причала нет. В 70-е годы пароход зимой на рейде навагой загружали. Пока грузили, он в лед вмерз. Вырубали всем поселком. Наваги добывали до 1,5 тыс. тонн. Машинами в районный центр взялись возить — топливо дорогое, то дороги нет, то людей нет. "Буранами" до Хоэ возили, там перегружали на машины. Навага однажды пропала, дорогу замело — не успели вывезти. Самолетом в Николаевск-на-Амуре отправляли.

Ледовые поля иногда уносит в открытое море вместе с орудиями лова, техникой. Реже их прибивает обратно. Раньше ледовую обстановку в районе промысла отслеживали специальные наблюдающие, сегодня их нет.

Начиная с Мангидая, я не заметил ни одной новой постройки. Здесь же в Трамбаусе, похоже, возводится банька.

В отлив из Трамбауса в Виахту можно добраться по берегу моря.

Виахту

Дальше к северу природа будто приседает, становится ниже. Пейзаж неповторимый. Низменность, карликовые деревья. Только на самом северном конце огромной равнины, местность вновь делается холмистой в преддверии вечно холодного моря... Полотно дороги — суглинок красноватого цвета.

 — После дождей по ней не едут, а плывут. Говорят о том, что надо переселять в город Трамбаус, Хоэ. А как быть с Виахту? Дорога плывет каждую весну, больного по бездорожью в районную больницу не доставить. Сюда нужна бесперебойная дорога.

Виахту (в пер. с нивхского — озеро с морскими моллюсками) Год основания села с одноименным названием — 1886. Оно находится в 150 км от районного центра. В 2013 году из 350 жителей села более двухсот человек составляли нивхи и эвенки. По берегам залива гнездится множество птиц, водятся рыбы Амурского бассейна. Здесь подводные нагульные пастбища калуги. Рыба знатная, в красной книге давно прописана.

Впервые я посетил Виахту вместе с госинспектором лесного хозяйства Александровск-Сахалинского лесничества Андреем Ищенко в 2008 году. Мы прилетали сюда и возвращались самолетом Ан-2. Взлетно-посадочная полоса в Виахту сейчас не используется.

Путевые заметки были опубликованы в том же году в газете "Советский Сахалин".

Село состоит из одной улицы с короткими ответвлениями. Дома двухквартирные советской постройки с огородами. Домики над водопроводными колонками. Дрова грудятся у каждого дома — зима на дальнем севере длинная, морозная. Пара старых вездеходов.

Российский триколор над зданием сельской администрации. Хоккейная коробка у школы.

Самолет Ан-2 в аэропорту Александровска-Сахалинского. Фото 2008 года
Самолет Ан-2 в аэропорту Александровска-Сахалинского. Фото 2008 года

В Виахту сосланный на Сахалин член партии "Народная воля" Л.Штернберг в 1890 г. начал заниматься изучением материальной и духовной культуры коренных малочисленных народов Севера.

Его исследования вместе с этнографическими трудами Б.Пилсудского и сейчас имеют научное значение. Здесь он впервые встретился с нивхами, начал исследовать их быт. Ему удалось изучить общественный строй, религиозные верования и обычное право нивхов, сахалинских и амурских, айнов, ряда тунгусо-маньчжурских народностей, открыть, подробно описать и классифицировать систему родства, пережитки группового брака у нивхов и орочей. В 1894 г. совершил путешествие на крайний север Сахалина, частью на лодке, частью пешком, дал физико-географическое описание пройденного маршрута и собрал богатый этнографический материал. Политические ссыльные, которым по истечению общих тюремных работ разрешалось заниматься научной деятельностью и даже некоторое время, преподавать в школе. Тем самым они оказали влияние на развитие образования на каторжном острове, на культурный уровень островитян. Как известно, Л.Штернберг принял участие в создании первого сахалинского музея в посту Александровском.

Школа-интернат санаторного типа — единственное двухэтажное здание в селе. В интернате обучается 28 школьников. Здесь же живут и учатся дети из Трамбауса. Еще несколько человек посещают детский сад, находящийся со школой в одном здании.

Школьный историко-этнографический музей в Виахту создан педагогом дополнительного образования Людмилой Юлдашевой и её воспитанниками. Культурно-просветительское учреждение раскрывает историю и быт северных народов и располагается в одной из классных комнат первого этажа. На стенах картины с сюжетами быта и промысла народностей севера. На столах и полках шкафов предметы из меха оленей, рыбьей кожи, природных материалов, промысловые амулеты, национальная одежда и обувь. Орнамент и цвет одежды оригинальны и отражают художественные традиции аборигенов. Каждая линия каждый завиток имеют свой смысл и значение.

К слову, здесь в 2008 году я впервые увидел седло верхового оленя.

Северный Сахалин: собачья упряжка. Собрание школьного музея с. Виахту
Северный Сахалин: собачья упряжка. Собрание школьного музея с. Виахту
Северный Сахалин: встреча членов экспедиции Невельского с аборигенами. Собрание школьного музея Виахту
Северный Сахалин: встреча членов экспедиции Невельского с аборигенами. Собрание школьного музея Виахту
"Девочка, играющая с собакой". Собрание музея Виахту
"Девочка, играющая с собакой". Собрание музея Виахту
 Охота на медведя". Собрание школьного музея Виахту
Охота на медведя". Собрание школьного музея Виахту

Людмила Юлдашева демонстрирует выставку детских рисунков о природе севера и его жителях. Здесь же фотографии, газетные публикации, звуковые материалы, книги по краеведению.

Народ жив, пока помнит свой язык, свои национальные традиции.

Нивхи — рыбные люди. Эвенки — оленеводы, охотники. Виахтинский совхоз "Оленевод" был организован в 1931 году Скотовод-трестом за счет покупки оленей у кочевников-оленеводов эвенков и ороков (ульта́, уйльта), которые кочевали по территории Александровского, Рыбновского и Восточно-Сахалинского районов. Хозяйственный центр совхоза был организован на левом берегу реки Виахту в 9 км от Виахтинского залива.

— Когда совхоз "Оленевод" был, вокруг жизнь шла, люди о будущем думали. Нерпу били — мясо отправляли в Поронайский зверосовхоз, шкуры на поделки шли. В селе были общежитие, столовая, клуб, рыбцех в Трамбаусе. Женщины без дела не оставались — сидели по домам — шили национальную одежду, делали сувениры. На ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства — Москва) наши изделия демонстрировались. Там же продавались — для людей заработок. Перестройка выбила из колеи, лишила людей источника существования. Многие так и не смогли найти себя в нынешнем мире. Надо сделать все, чтобы культура народов Севера была жива и развивалась.

По поручению председателя сахалинского отделения Русского географического общества С.Пономарева вручаю Людмиле Юлдашевой удостоверение члена Русского географического общества — старейшей в России общественной организации, которое я привез с собою в сахалинскую глубинку. Свое желание вступить в РГО она выразила в прошлом году.

Виахту, 20 августа 2018 г. Слева — Л.Юлдашева, справа — старшая дочь Светлана с сыном
Виахту, 20 августа 2018 г. Слева — Л.Юлдашева, справа — старшая дочь Светлана с сыном

На море отлив. Обнажаются косы. В небе перистые облака.

В Александровск возвращаюсь в сумерках.

Новости по теме:
Подписаться на новости