Такие разные побережья. Сахалин.Инфо
16+

Такие разные побережья

Туризм, Weekly, Анива, Корсаков

Выдающийся русский географ Н. М. Пржевальский заметил: "А жизнь хороша ещё и потому, что можно путешествовать". На мой взгляд, смотря куда путешествовать и с какой частотой. Некоторые мои друзья в Новосибирске по 11 с половиной месяцев в году мечтают попасть на горный Алтай, ждут этого момента и вынашивают планы. Вырвутся туда на заветные 2 недели, затем снова 11 с половиной месяцев ждут и т. д.

Я ничего не жду, а действую — в этом и есть преимущество проживания в Южно-Сахалинске. Горы в шаговой доступности от города, правда, пониже, чем на Алтае. И в пределах 100 км у нас есть то, чего там нет: конечно, морские побережья, которые в конце зимы — начале весны резко контрастируют друг с другом.

***

Циклон, висевший над югом Сахалина 16‑18 февраля, принёс прилично снега, который вывозят из населённых пунктов до сих пор. Что уж и говорить о днях, следовавших после ухода циклона: далеко по снегу не уйдёшь, за исключением прочищенных и протаявших участков. Можно было бы, например, пройти где-нибудь по побережью залива Анива, который почти весь свободен ото льда благодаря заходу в него ветви тёплого Цусимского течения. Но здесь надо глядеть в первую очередь на график приливов и отливов.

Так, 22 февраля я предложил Марине Шишмарёвой, с которой мы много где побывали, проехать на рейсовых автобусах в Аниву и далее в Песчанское, там выйти и погулять по морскому берегу. Было известно, что автобус из Анивы в Песчанское отправляется в 13:30, прилив в тот день был в 12 часов, а отлив в 19 часов. Ветер прогнозировался южный слабый.

Так и было: после прохождения прилива на морском берегу образовалась узкая полоска суши. По ней мы и двигались.

Правда, временами путь заслоняли встречные льдины, через которые приходилось перелазить. Как видно из фото, сам берег был в то время покрыт снегом и льдом.

Дошли до западной оконечности Песчанского, где находится Анивский пляж. И тут резко усилился южный ветер, стало некомфортно. Вышли на дорогу, по ней быстро попали в Аниву.

***

В марте передвигаться по дорожкам, укатанным снегоходами и даже ратраками, стало хуже: при положительной дневной температуре после 14 часов начинаешь проваливаться в снег. Поэтому предпочтительнее ходить опять-таки по протаявшим участкам.

Так, 12 марта я в первой половине дня прогулялся по лесным дорожкам на Корсаковском плато к юго-востоку от села Соловьёвка. Вышел в соседнее село Третья Падь. А там побережье бухты Лососей расположено в 500 метрах от трассы Южно-Сахалинск — Корсаков. Чего ж туда не заглянуть?

На берег я выйти не смог, он был весь в снегу. И поверхность бухты на протяжении нескольких сот метров от берега была покрыта льдом, нанесённым от трёх крупных рек, устья которых расположены в северной оконечности бухты.

***

14 марта мы с большой группой туристов посетили места к юго-востоку от села Стародубского. Это побережье уже восточное, Охотского моря, по которому проходит холодное течение. Ранее там образовался ледовый припай, но в нём появилась трещина, и под воздействием отжимного ветра часть льда за трещиной унесло в открытое море. Но припай ближе трещины имел достаточную ширину для возможности рыбалки и проезда снегоходов, многие из которых были снабжены прицепными санями с пассажирами.

По многолетним наблюдениям, по южному и юго-восточному побережьям Сахалина низкие отливы осенью и зимой бывают только по ночам. И лишь в середине марта они уже начинаются в дневное время.

В этом году, пожалуй, впервые отлив был днём (в 12 часов) 15 марта. И я не преминул съездить в Аниву, выйти оттуда в село Рыбацкое, далее по берегу мимо соседнего села Песчанского пройти как можно дальше на восток.

Погода была комфортная со слабым ветром в течение всего дня. И вот что наблюдалось в 9, 10 и 12 часов.

Пройдя от Песчанского ещё 7 км на восток, достиг мыса, к северу от которого начинается побережье бухты Лососей.

Оттуда повернул назад. Идти по берегу было очень комфортно. Итого пеший маршрут занял 8 часов.

***

18 марта мы с Мариной посетили село Охотское. Припай уже был полностью разрушен, но морская акватория была забита плавающими льдами, которые принёс прижимной северный ветер.

Пройдя мимо популярной базы отдыха "Тонай", вышли на берег протоки Красноармейской, соединяющей Охотское море и лагунное озеро Тунайча. Она на значительном протяжении вскрылась, но не вся.

Пройдя немного налево в сторону Тунайчи, убедились, что до противоположного берега протоки находится достаточно крепкий лёд. По льду её и перешли.

Выйдя на проезжую дорогу недалеко от озера Седых, вернулись по ней в село. Но скоро подобные ледовые переходы станут невозможными до следующей зимы.

***

20 марта группа туристов в составе меня, Марины, Виктора и обеспечившего доставку Михаила высадились возле 24-го километра трассы Корсаков — Новиково, вблизи устья ручья Горелого.

В тот день прилив прошёл в 9 часов, отлив был в 16 часов, поэтому никуда не спешили и высадились около 12 часов. Наблюдался слабый южный ветер, так что в заливе была небольшая рябь.

Решили пройти по побережью на восток, сколько сможем. Мы с Мариной ранее там были 5 лет назад, для остальных туристов эти места оказались новыми.

Подходим к скале. До отлива оставалось 3 часа. Виктор проверил: всё проходимо, а на обратном пути будет и подавно.

Михаилу было проще: он надел резиновые сапоги.

Наблюдались гора Юноны и соседние, а также Тонино-Анивский хребет.

Идём дальше. Скала кажется цельной и напоминает сидящего одногорбого верблюда.

Отдельно стоящих скал было на самом деле целых три.

Показался мыс, за которым размещается производственная территория рыболовецкого колхоза имени Кирова в селе Озёрском. Итого, пройдя 6 км в одну сторону, повернули обратно.

Как и предполагалось, обойти скалу было проще. Михаил сфотографировал меня и Виктора в процессе обхода.

***

25 марта мы с большой группой туристов прошли хорошо знакомый мне маршрут по побережью залива Анива от Пригородного до Корсакова, при этом остальные участники группы побывали в тех местах впервые. В таких случаях лучше использовать рейсовый транспорт: во-первых, место старта пешей части может не совпадать с местом её финиша, а во-вторых, количество участников похода практически не ограничено (нас было семеро). Выбор именно этого направления движения был обусловлен преобладанием ветра восточного направления, которого по факту почти и не было.

Снега на берегу имелось довольно мало, но всё же оставалось. В тех местах приливы и отливы не играют никакой роли, всё всюду проходимо. На маршруте наблюдались такие вот виды.

27 марта мы с Михаилом выехали на его полноприводной "Тойоте-Королле" в сторону села Новиково. У нас чётко определённых планов не было, решили глядеть по обстановке и попасть, куда сможем. Доехали до развилки, от которой отходит боковая дорога вдоль реки Островки в сторону её устья. Ранее мы там бывали в мае 2018 года, о чём я рассказывал в статье "Края, где весна наступает рано", главе "10 мая: японский тоннель, пещеры и водопады". Тогда мы смогли проехать по той боковой дороге, но сейчас об этом не могло быть и речи: дорога была не прочищена, а просто стихийно укатана грузовиками и преодолима разве что внедорожниками.

Выходим пешком к устью, пройдя 3,5 км. Возле устья стояли 2 КамАЗа, рядом ходили рыбаки.

Дорога там заканчивается на левом берегу реки, мы бы беспрепятственно прошли оттуда на юг через тоннель в скале. Но мы там ранее уже были. А что если попытаться пройти как-нибудь на север до мыса Грина? Ранее мы посещали его со стороны расположенной ещё севернее реки Игривой — так что для нас был бы новый маршрут.

Оставалось как-нибудь перейти Островку, которая вблизи устья была частично подо льдом. Спрашиваем у рыбаков, которые направили нас на само устье. Действительно, река впадала в залив Анива напрямую из ледяного тоннеля.

Далее всюду на берегу наблюдался толстый слой льда.

Михаил спустился на кромку берега и для наглядности сфотографировал меня, чтобы оценить толщину льда. Она оказалась примерно 2 метра. Интересно, когда же он растает? И каждый год ли там он образовывается? Ранее мы дважды посещали те места в разные годы в середине мая, и никакого льда там по берегам не наблюдалось.

Через 1,5 км от устья Островки мы благополучно достигли мыс Грина. Напротив него в заливе стоит скала Гордая.

Решили пройти ещё на север. Глядим: на склоне имелись остатки береговых укреплений, наверно, ещё японских.

Пройдя еще 2 км от мыса Грина, мы вышли к устью реки Игривой. Места были нам знакомы, и мы решили разворачиваться.

На обратном пути нам бросились в глаза многочисленные медвежьи следы, которые мы ранее не заметили.

Попадались и клочки медвежьей шерсти. Мы прикинули: он там ходил примерно за 2 дня перед нами.

Вернувшись к устью Островки, мы прогулялись через тоннель.

Ещё через километр достигли знакомых нам пещер к югу от мыса Скального. Но у нас не было с собой фонариков, так что мы в те пещеры не заходили.

Итого мы в тот день прошли пешком 17 км.

***

На следующий день, 28 марта, мы с Мариной побывали на противоположном берегу залива Анива: в окрестностях села Таранай. Просто побродили по побережью и подышали морским воздухом, к которому за эти дни я успел привыкнуть.

Удалось отснять орлана, сидевшего на берегу.

При благоприятных погодных условиях обследование побережий будет мною продолжено. Планов в этом отношении много.