По ту сторону морского фронта - ч.2. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 23:08 SAKH
16+

По ту сторону морского фронта - ч.2

Франтирер, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Враг мой: Эскортный корабль "Ишигаки"

К сентябрю 1943 года завершилась Алеутская эпопея императорского флота и армии Японии. "Гарнизон северных морей" обосновался на острове Парамушир, его командир, генерал-майор Тоичиро Минеки, убыл в распоряжение командования Северной территориальной армии и вскоре получил под начало пехотную группу 7-й пехотной дивизии, дислоцированной на Карафуто.

Американцы и канадцы, вдоволь настрелявшись друг в друга на покинутом японским гарнизоном острове Кыска, взялись за достройку того, до чего у полуголодных японских саперов так и не дошли руки на островах Атту, Агату, Шемия и Кыска. А руки у японских саперов не дошли по самой прозаической причине - в результате боя американского и японского крейсерских соединений у Командорских островов в марте 1943 года до острова Атту так и не дошел конвой с материалами и техникой. Голого энтузиазма батальона полковника Ямадзаки, армейских саперов и вольнонаёмных строителей для достройки взлетно-посадочной полосы на берегу гавани Чичагова было уже не достаточно. Получив в свое распоряжение японский "долгострой", американцы перебросили на Атту инженерно-строительные части армии и флота и взялись за работу. Передовая военно-морская база, аэродром, получивший название "Каско-филд" в честь торпедированной в заливе Назан острова Атка плавбазы гидроавиации "Каско", строились ударными темпами. Отсыпались и грейдировались подъездные пути. Дополняли комплекс несколько радиолокационных постов, стационарные зенитные батареи, прожекторные посты и военные городки из сборно-щитовых домиков для офицерского, и бараков для рядового и сержантского состава базовой морской и армейской авиации, частей армии и флота.

Атту медленно, но верно превращался в трамплин для прыжка на Северные Курилы. На расстоянии суточного перехода от островов Шумшу и Парамушир. И пока президент США Франклин Делано Рузвельт бомбардировал Генерального Секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Виссарионовича Сталина письмами с просьбой "провести инспекцию миссией генерала Брэдли" советских аэродромов и направить на них самолеты с экипажами, получая однозначные отказы, японцы приступили к реализации программы плана "Сё-4", наплевав на статьи Портсмутского мирного договора и укрепляя восточное побережье Карафуто железобетонными ротными опорными пунктами на случай прорыва американского ударного соединения на акваторию Охотского моря. И снова на острова пошли конвои с личным составом, артиллерией, танками, авиацией и строительными материалами.

Среди сил эскорта оказался и наш старый знакомый - эскортный корабль "Ишигаки" кэптена Ковано. До октября 1943 года все было относительно спокойно и благополучно и не выходило за рамки рутинной работы.

Надо сказать, что в штабе командующего американскими ВМФ в северной части Тихого океана вице-адмирала Флетчера ночей не спали, ломая голову над тем, как бы насолить кэптену Кавано и его коллегам - противолодочникам из состава сил военно-морского района Оминато. Комбинация выстраивалась не из легких - Сталин авиабазу в Елизово на Камчатке не давал, авиагруппу, попытавшуюся действовать в хорошую погоду над Шумшу и Парамуширом, японское ПВО расколошматило так, что на следующий победоносный рейд уже ничего не наскребалось - из 25 бомбардировщиков "Митчелл" и "Либерейтер" на базу вернулись 6 машин. Правда, часть этих самолетов сидела на аэродроме Елизово в гостях у ребят из 888-го истребительного полка 126-й смешанной авиадивизии дивизии полковника Ермаченкова, а их экипажи готовились к интернированию через Оху - Хабаровск - Красноярск - Омск в лагерь Воскресеновка в Средней Азии, но легче от этого командованию 10-й воздушной армии США не становилось. Потому что сидела все-таки меньшая часть самолетов и экипажей. Остальные сгинули в небе над Парамуширом и Шумшу.

Поэтому из Датч-Харбора к Парамуширу и Шумшу в очередное патрулирование ушла подводная лодка.

Это была SS-155 S-44 лейтенанта-коммандера Фрэнсиса Б. Брауна, 16 сентября 1943 года прибывшая с юга в базу Датч-Харбор на о. Уналашка.

26 сентября 1943 года она покинула передовую базу в бухте Гольцовая на о. Атту и уже через день, 27 сентября 1943 года, приступила к операциям у северных Курил. Перспективы оценивались весьма прилично - к северным Курилам следовали подкрепления, на японских концессионных участках на западном побережье Камчатки заканчивалась путина, также требовавшая тоннажа для вывоза вольнонаёмных рыбаков, рыбообработчиков и готовой продукции в Японию.

Однако начало охоты испортил японский самолет, обнаруживший и обстрелявший лодку Фрэнсиса Брауна. Командир вполне обоснованно решил сменить район патрулирования и перейти западнее. Так S-44 оказалась в "треугольнике" между западным побережьем Камчатки, островом Алаид (Араидо-то) и Курильскими островами.

Ночью 7 октября 1943 года S-44 находилась в точке к северо-северо-западу от о. Арайдо-то, когда оператор радиолокационной станции подводной лодки установил контакт с "небольшим грузовым судном". Лейтенант-коммандер Браун принял решение быстро - атаковать в надводном положении с использованием артиллерии. В сочетании с поисковым радиолокатором 102-мм баковое орудие подлодки в темное время суток позволяло рассчитывать на успех, а репутация у американских торпед осенью 1943 годы всё ещё была "ниже уровня балтийского футштока".

Лодка пошла на всплытие. Первыми в рубочный люк выскочили артиллеристы, стремительно занявшие место у 102-мм орудия. Пушка рявкнула, выбрасывая первый фугасный снаряд в курильского и камчатского "старожила" - рефрижератор "Коко Мару", следовавший с Парамушира на Хоккайдо. В сопровождении эскортного корабля "Ишигаки". Так лейтенант-коммандер Фрэнсис Браун заочно познакомился с кэптеном Ясуши Кавано…

Подводная лодка находилась в 2970 метрах от "Ишигаки". На "Ишигаки" заметили всплывшую прямо по курсу субмарину и открыли ответный огонь из бакового 120-мм орудия. Ситуация складывалась не в пользу подводников и лейтенант-коммандер Фрэнсис Браун подал команду на срочное погружение. Но артиллеристы "Ишигаки" не даром ели свой рис - первый же снаряд из баковой 120-миллиметровки удачно угодил в корпус лодки ниже боевой рубки. Подавать команды стало не кому. S-44, оставшись без командира, попробовала возобновить огонь из 102-мм пушки, но её артиллеристы оказались ослеплены мертвенным светом 75-мм прожектора эскортного корабля и промахнулись. "Ишигаки" приблизился к потерявшей способность погружаться субмарине на 50 метров и добился второго попадания в отсек аккумуляторных батарей. Эскортный корабль открыл огонь из всех трех 120-мм орудий и вскоре израненная лодка получила три новых прямых попадания. Прежде чем S-44 скрылась под водой, её успели покинуть 8 членов экипажа. 55 человек погибли. Подсвечивая прожектором, "Ишигаки" сумел подобрать из воды двоих подводников. Подошел и подключился к поискам рефрижератор "Коко Мару". Тщетно. Остальных подводников поглотила холодная октябрьская вода Охотского моря.

Среди спасенных лейтенанта-коммандера Фрэнсиса Б. Брауна не оказалось - заочное знакомство с кэптеном Кавано не переросло в очное. Выловленные из воды старшина торпедистов Эрнест А. Дува и радист 3-го класса Уильям Ф. Уйтмор после допроса в штабе военно-морской базы Касивабара на о. Парамушир были отправлены с оказией на Хоккайдо, в лагерь военнопленных Офуна, где до конца войны проработали на угольной шахте Асио и были освобождены союзниками в сентябре 1945 года.

Результат победоносного боя не замедлил сказаться - 10 октября 1943 года кэптен Кавано получил повышение по службе, сдал командование "Ишигаки" лейтенанту Сето Сиеюоши и убыл к новому месту службы. Как-никак его эскортный корабль оказался первым среди кораблей такого класса, потопивший подводную лодку и выловивший из воды личный состав противника, ставший живым свидетельством победы.

С наступлением зимы часть кораблей уходила на юг для ремонта и модернизации. Не стал исключением и эскортный корабль "Ишигаки", ушедший в ноябре 1943 года в базу флота Оминато.

1 декабря 1943 года на верфи флота в Оминато "Ишигаки" поставили в сухой док для ремонта корпуса и механизмов.

А под новый год на острова Шумшу и Парамушир нанесли визит "Каталины" морской патрульной эскадрильи VP-62 в о. Атту. Бомбардировка наземных целей прошла без противодействия японских сил ПВО, а отход к Атту - без преследования истребителей.

9 января 1944 года доковый ремонт был завершен. Профилактический ремонт и перевооружение продолжалось у стенки морского арсенала. Эскортные корабли получали на вооружение активные поисковые гидролокаторы и радиолокаторы, на них увеличивали общее количество 25-мм зенитных автоматов. И не зря. Теперь военно-морские базы Катаока и Касивабара оказались в зоне действия штурмовиков-бомбардировщиков с авиабазы "Каско-филд" из состава 4-го авиакрыла коммодора Гереса.

16 января 1944 года. Эскортный корабль "Ишигаки" передан в Главкомат надводного эскорта, вошел во 2-й дивизион эскортных кораблей и вскоре приписан к порту Отару (Хоккайдо).

20 января 1944 года "Ишигаки" прибыл в военно-морскую базу Йокосука и назначен кораблем охраны порта. В общем - брандвахта. Однако продолжалось это не долго. В базах Внутреннего Японского моря формировался новый конвой на юг. И в состав эскортной группы попал "северянин с боевым опытом" "Ишигаки".

25 января 1944 года. 07.00. Эскортный корабль "Ишигаки" уходит из военно-морской базы Йокосука в военно-морскую базу на атолле Трук в составе сил охранения конвоя № 3125 в составе транспортных судов "Рейю Мару", "Тамисима Мару" и "Ханакава Мару". Вместе с "Ишигаки" в составе сил охранения конвоя следуют эскортный корабль "Хирадо",и "морской охотник" Ch-52.

30 января 1944 года конвой и силы охранения без потерь прибыли в базу флота на атолле Трук.

В феврале 1944 года "Ишигаки" ушел из базы флота на атолле Трук в базу флота Йокосука. Позже из Йокосука направлен в базу флота Оминато для продолжения службы в составе сил надводного эскорта военно-морского района Оминато.

4 марта 1944 года эскортный корабль "Ишигаки" направлен из базы флота Оминато в охранении конвоя из двух транспортных судов к острову Матсуво (о. Матуа, Северные Курильские острова).

6 марта 1944 года. Эскортный корабль "Ишигаки" назначен в северо-восточный морской район. Включен в базовые силы Курильских островов. До конца мая 1944 года экипаж лейтенанта Сето нес рутинную патрульную службу. В условиях равноденственных штормов, сулоев, сильных приливно-отливных течений и плавучих льдов у островов Парамушир и Матуа.

31 мая 1944 года. 02.00. Коммандер Нозо Кайюро направил эскортный корабль "Ишигаки" из бухты Матсудзима (о. Матуа) в порт Отару (Хоккайдо) эскортирования конвоя "НЕ" в составе "Мадрас Мару", "Хокуйо Мару", "Иваки Мару" и "Кото Мару".

Решение коммандер Нозо принимал явно в спешке, направляя для встречи крупного по курильским меркам конвоя всего один боевой корабль, пускай даже с опытным и сплаванным экипажем. Сработало традиционное японское "авось, небось и как-нибудь". Сработало в голове у коммандера Нозо. Но не на практике. И вот почему. В это время в Охотском море находились две подводные лодки - SS-220 "Барб" лейтенанта -коммандера Юджина Флаки и SS-233 "Херинг" лейтенанта-коммандера Дэвида Дж. Забриски. И действовали они как раз на маршруте перехода конвоя "НЕ".

В 70 милях к западу от о. Матсуво (Матуа) SS-233 "Херинг" лейтенанта-коммандера Дэвида Дж. Забриски обнаружила конвой "НЕ".

В 11.30 SS-233 "Херинг" атаковала конвой и эскортный корабль "Ишигаки". Торпеда угодила конвоиру в нос, но корабль сохранил управление и успел сбросить несколько глубинных бомб, прежде чем затонул в точке с координатами 48º30'N 151º30'E. Погиб практически весь экипаж, 167 человек. Однако лейтенант Сето выиграл время для судов конвоя: транспорты рассеялись и пошли к острову Матуа в одиночку.

168-го в тот же день выловила из воды SS-220 "Барб" лейтенанта -коммандера Юджина Флаки, подключившаяся к разгрому конвоя "НЕ".

"Херинг" продолжила разгром конвоя и даже вошла для последнего залпа в бухту Матсудзима, где произвела залп по уцелевшим при разгроме конвоя судам. На отходе точку в её боевой карьере поставили японские артиллеристы батареи 52-го отдельного армейского артиллерийского дивизиона береговой обороны, потопившие лодку лейтенанта-коммандера Дэвида Забриски двумя прямыми попаданиями.

10 июля 1944 года эскортный корабль "Ишигаки" исключен из списка кораблей Объединенного Флота императорской Японии.

На этом мы закончили цикл материалов об американских подводных лодках, потопленных в годы Второй Мировой войны в сахалинских и курильских водах. Но тема вооруженного противостояния на акваториях Японского, Охотского и Берингова морей будет продолжена.

Подписаться на новости