Бывший сахалинец Алексей Трофимов: я горжусь, что родился в России, но сюда не вернусь. Сахалин.Инфо
28 марта 2024 Четверг, 23:20 SAKH
16+

Бывший сахалинец Алексей Трофимов: я горжусь, что родился в России, но сюда не вернусь

Персоны, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Есть немало историй о том, как люди, уехавшие с Сахалина, снова возвращаются к берегам детства и остаются. Для Алексея Трофимова, с которым меня случайно свела жизнь, Южно-Сахалинск навсегда останется той далекой родиной, за которую, наверное, так и будет до конца дней болеть душа. Но он честно признался, что возвращаться жить сюда не собирается, потому что есть теперь и земля другая, ставшая еще ближе и роднее, - земля израильская.

Интересный и редкий собеседник. Мы ведь не раз слышали, что русские евреи, уехавшие туда, оказались не нужны, как не нужны их знания и ученые степени. Так ли это?

Своими впечатлениями человека, не видевшего Южного 11 долгих лет, он поделился с Сахкомом, с которым, как утверждает, уж точно никогда не расстанется.

Алексей Трофимов пока учился в гимназии (в конце 90-х), успел побывать за границей по программам обучения школьников за рубежом, а когда получил аттестат об окончании школы, принял решение ехать учиться в Израиль (причина - еврейские корни по линии матери). Хорошо владея английским языком, быстро освоился в студенческой среде, получил специальность менеджера гостиничного дела, гражданство, отслужил в армии. Сейчас живет и работает в Израиле, имеет семью и маленький бизнес.

- Алексей, вы ведь получили израильское гражданство? Расскажите о себе.

- Конечно. Это оказалось не так уж сложно. Приехал как турист, а через три месяца получил гражданство. Учеба, армия на три года, потом опять учеба и работа, теперь есть свой бизнес. Уже полжизни я прожил в Израиле и теперь вряд ли вернусь на Сахалин. Там же нашел жену (украинку), которая училась по аналогичной программе, что и я. Теперь я считаю себя патриотом Израиля.

- Даже так? Почему Израиль, а не Америка или Германия?

- Я раньше побывал в Америке, но желания уехать туда жить не появилось. А Израиль - это мои корни, зов крови. Хотя, оглядываясь назад, сам себе удивляюсь. Представьте, каково было мне, 17-летнему парню, оказаться одному среди чужих. Особенно тяжело было первые три месяца без родных и близких. Кажется, еще раз пережить репатриацию я бы не смог. Но теперь прирос, там моя жизнь. Сейчас нет ни капли сожаления. Привык к тому образу не только жизни, но и мыслей, а в России все кажется непонятным и более сложным, чем было в детстве. В Израиле человеческие отношения особые, все делается с улыбкой и чувствуется особенное тепло. Одиннадцать лет я сюда не приезжал, а сейчас просто пребываю в шоке. Люди в России очень злые.

- Злые в быту, в политике?

- О политике я не говорю, потому что ею не занимаюсь. Недобрые вы везде, начиная от продавца и заканчивая стюардессой в самолете. Она, меня совсем не зная, уже заранее не любит. А за что? Я помню, на Сахалине всегда были радушные и гостеприимные люди, но сегодня многое изменилось. Я не говорю о молодежи, потому что не было возможности пообщаться с подростками, и не они - показатель жизни в России (объясню позже, почему), но люди моего (среднего) возраста - точно просто озверели.

Так вот, о молодежи. В Израиле пацанам допризывного возраста позволено все - вести себя развязно, самоутверждаться, стоять на голове, я уж не говорю о малолетних детях, тем вообще никто ничего не скажет, никто не посмеет тронуть ребенка пальцем, а если ты это сделаешь прилюдно, тебя увезут в полицию вместе с ребенком. И знаете, почему? Придет время призыва, и армия сделает его другим человеком, все взрослые это знают.

- Быть может, вера запрещает дать оплеуху распоясавшемуся отпрыску…

- Нет, там совершенно светское общество, чем-то похожее на американское, несмотря на то, что это все же восток. Есть люди из африканских стран, Йемена, Марокко и т. д.

Что касается веры - там религия не отделена от государства. Да, их объединяет вера, но иначе, чем у нас. Вопрос, есть ли бог, не стоит вообще. Все знают, что бог есть, и живут по традициям церкви, празднуя дни рождения и похороны традиционно.

Отдельная тема - ортодоксальные евреи, которые не служат в армии, не платят налогов, не работают (не все, но большая их часть). Парень 15-16 лет ведет себя раскрепощенно, но после армии его жизнь поворачивается на 180 градусов, через три года он выходит совершенно другим. И это настолько стало нормой, что человеку, не прошедшему службу в армии, трудно будет устроиться на нормальную работу.

- Каково было парню с нашей психологией попасть в израильскую армию? Где служили?

- Служил в боевых войсках, по-нашему - спецназ танковых войск, одним словом, пехота. И там нет дискриминации - деления на "русский", "американец" или израильтянин. И такого понятия, как дедовщина, не существует в принципе. Да, есть тоже старшие и новички, но это совсем другое. Бывает, моешь посуду, туалет, дежуришь по кухне, но понимаешь, что все через это проходят.

Военных училищ, как у нас, там тоже нет. Для того чтобы стать офицером, ты должен сначала отслужить солдатом, а потом тебя пошлют на офицерские курсы. И понятие "офицер" в израильской армии себя оправдывает в полном смысле - если ты, солдат, наказан, то офицер, не прячась за чужую спину, исполняет наказание вместе с тобой, показывая пример и первым идя в атаку.

- Вы тоже бывали наказаны?

- Больше запомнилось то, что я был премирован, как отличник боевой и политической подготовки. В первый раз я приезжал на Сахалин как раз после полутора лет службы в армии, тогда министерство обороны Израиля оплатило мне перелет в отпуск, включая страховку и все, что полагается.

- Здорово. Выходит, потом вы вернулись и отслужили еще полтора года. Интересно, какие компенсации положены израильскому солдату, и в каких условиях там служат женщины?

- Девушки служат год и девять месяцев. Да, при мне было там несколько девушек, но они служили в штабе, что-то вроде секретаря. Но сейчас, говорят, появилась отдельная рота, где девушки тоже служат в боевых частях наравне с мужчинами, и уже не год и девять, а как все. Как видите, армия - это все. Не служа в армии, про госслужбу забудь, карьеры ты уже не сделаешь. Не служить - это позор для мужчины. Мой сын в семь лет завил, что он не хочет служить в армии, потому что "там могут убить". И, знаете, я говорю ему то же самое, что говорит любой отец своему сыну в Израиле. Служат даже дети политиков, всяких премьер-министров, (правда, в особом подразделении, где все супер-пупер), а если сын политика не служил, то газетчики это раскопают и тот быстро потеряет авторитет.

- Ваш сын прав - могут убить. Действительно опасно?

- Конечно, как и везде. К вашему вопросу о компенсациях: если молодежь идет в армию в 18-19 лет, то, отслужив три года, с чистой совестью уезжает на год путешествовать по миру (традиция такая).

- А на какие деньги - по миру?

- После армии они получают хорошее выходное пособие.

- Хорошее - это сколько по вашим меркам?

- Врать не буду, давно это было. В свое время я получил 15 тысяч шейкелей, а это 4,5 тысячи долларов, сейчас солдаты получают в два раза больше. Эти деньги - святое для солдата.

- После службы вы могли бы вернуться домой, почему не сделали этого?

- Была такая мысль, но потом взял себя в руки и справился с хандрой. А ведь многие русские не прижились, уехали. Главное - суметь перестроиться на тот уклад жизни, а не смог, значит, не стоит и оставаться. Я не понимаю, когда профессор математики метет улицы в другой стране. Если так, то зачем себя унижать, езжай домой и там…

Насколько я знаю, выходцы из Советского Союза через 5-6 лет (минимум) поднимаются на ноги, покупают квартиры и машины, учатся, находят работу по душе.

- Легко выучили иврит?

- Конечно, жизнь заставила, к тому же я хорошо знал английский. В Израиле каждый шестой - русскоязычный. Сейчас сын говорит и на русском (хоть и слабовато), и на иврите. Приехали на Сахалин - и уже через пять дней говорит по-русски все лучше. Языковая среда - великая вещь.

- Уровень жизни очень отличается от нашего?

- Знаете, русский принцип "буду месяц голодать, но куплю себе норковую шубу" там совершенно неприемлем, и людей судят вовсе не по одежке. Человек может ходить в ужасных джинсах, имея хорошие деньги на счету. И для меня главное, чтобы в доме был полный холодильник, чтобы дети были здоровы и учились в престижной школе. Не нужна мне шуба! Это и есть показатель. Хотя жизнь тоже дорогая, цены почти одинаковы с Россией. Но зарплаты значительно выше.

- У вас серьезный бизнес? На жизнь хватает?

- Сеть магазинов сотовых телефонов, на жизнь хватает. Катастрофически не хватает времени, чтобы жить, как хочется, путешествовать. Я много работаю.

- Много работаете на благо другой страны. А кто будет Сахалин развивать?

- Хороший вопрос. Молодежь будет развивать. Я поехал туда не для того, чтобы просто с глаз долой, а потому, что еврей. Мне там спокойно, и есть уверенность, что если что-то со мной случится, государство защитит меня и мою семью. В России такой уверенности нет. Там нет очередей в больницы и детские сады и т. д. Если хочешь, например, оформить паспорт, нужно заполнить в интернете анкету, и через три дня тебе все принесут. Если техосмотр - я иду на почту, плачу 25 долларов и переоформляю машину.

Но с другой стороны, я горжусь, что выходец из России, что здесь моя родина, здесь живут мои родители, и я люблю Сахалин (кстати, внешне Южный очень изменился, машин больше стало, ресторанов, стало цивилизованнее).

- Это трудно понять…

- Трудно объяснить. Я негативно отношусь не к своей стране, а именно к государственному строю. Мы смотрим там российские каналы и порой просто смеемся над той напыщенностью и "боготворением", с которым лидеров показывают в новостях. Смешно выглядят и преобразования, когда ежегодно поднимают пенсию, а она все равно нищенская.

В Израиле есть свободная ("левая") пресса, там можно легко критиковать политиков. Именно больше критиковать, чем не хвалить. А здесь у вас…

Не люблю политику, я уже это говорил, но про демократию скажу: жизнь везде дорожает, и там тоже. Молодежь среднего класса поднимается против социальной несправедливости (врачи, например, - это было связано со скачком цен на жилье), устанавливают палаточные городки, где объединяются люди - левые и правые, религиозные и нерелигиозные, устраивают демонстрации (кстати, в нерабочее время, чтобы никому не мешать), и никто их не разгоняет. Выходили на демонстрацию и матери с детьми, протестовали против высоких цен на садик и школу. А еще потребители боролись против увеличения цен на два вида продукции - сыры и молоко - стали бойкотировать эту продукцию. У компании в связи с этим начали падать прибыли, и генеральный директор ушла в отставку. В итоге цены упали на 30 процентов!

А недавно, в связи с повышением цен на сотовую связь, активисты решили устроить акцию - день без сотовых телефонов. И вполне вероятно, что цены тоже снизят.

Это я к тому говорю, чтобы показать - к народу в Израиле власть прислушивается.

Меня убивает и то, что на Сахалине истребляют природные ресурсы, убивают медведей. Там все наоборот. Даже змей ядовитых убивать запрещено, берегут каждое деревце, нет бездомных собак.

- А если сын захочет вернуться?

- Ему решать. Возможно, поэтому мне и легко с островом расставаться, что здесь остаются родные. У меня бывают кошмарные сны, будто я сам возвращаюсь в Россию. Нет…

- Не хотите встретить Новый год по-русски, на Сахалине?

- Я точно так же его встречу в Израиле, с елкой и салатом оливье.

- Но только без снега?

- Но только без снега…

Подписаться на новости