Сахалинка в Антарктиде. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 09:43 SAKH
16+

Сахалинка в Антарктиде

Туризм, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Чем можно удивить человека, побывавшего более чем в 150 странах? Конечно, Антарктидой. Южным океаном. Гигантскими айсбергами и альбатросами. Пингвинами, морскими леопардами, закатами, от которых нельзя оторвать глаз...

Все это увидела сахалинский преподаватель физики и экскурсовод Галина Архипова, которая с 15 по 26 марта путешествовала по самому южному континенту Земли.

"Ездила в Антарктиду, хотела посмотреть, какая она, — скромно говорит Галина Иннокентьевна, как будто речь идет о самой рядовой поездке. — Хотела подышать самым чистым воздухом, попить самой чистой воды, посмотреть на зверей, которые там живут".

Исполнить свою давнюю мечту сахалинке не помешали ни возраст (Галине Архиповой за 70), ни перенесенные болезни (инфаркт и инсульт), ни цена поездки (300 тысяч рублей; половину, узнав о намерении своего преподавателя побывать на Южном полюсе, подарили бывшие ученики). Сначала было желание отправиться в Арктику, но стоимость тура — 1,5 миллиона рублей — заставила забыть об этом.

Оказавшись на судне ледового класса Ortelius (бывшая "Марина Цветаева"), Галина Архипова думала, что кроме нее здесь только двое россиян, а их оказалось десять. Среди 34 членов команды тоже были русские: в капитанском составе, в числе мотористов, а также повар, который готовил для команды.

Связь осуществлялась через Космос, что очень накладно — одна минута стоит 22 евро. Двое жителей Иркутска связывались с родственниками специально для того, чтобы узнать итоги референдума в Крыму, после чего устроили всем праздник и "наугощали" туристов на 200 тысяч рублей каждый.

Путь к мечте лежал через самый широкий пролив на Земле — пролив Дрейка, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и известный своими бесконечными сильными штормами.

"Когда мы шли туда, был небольшой шторм, а вот на пути обратно из ста туристов только 10-12 могли есть, — вспоминает сахалинка. — Я ходила на обед и ужин по стеночке, поешь — и сразу в кровать. Качка постоянно менялась — то килевая, то бортовая, то такое ощущение, что корабль на якоре болтается... Было очень тяжело. Если бы не было этого ужасного пролива Дрейка, то путешествие можно было бы считать просто прекрасным".

Перед тем, как оказаться в конечной точке путешествия, туристы побывали в самом южном городе планеты — Ушуайе. Его называют "краем земли".

"В Ушуайе находится порт, где останавливаются круизные корабли и частные яхты, следующие в Антарктиду, — рассказывает Галина Архипова. — Там больше туристов, чем местных жителей. Сейчас там осень, 13 марта выпал снег, Анды все в снегу. Но при этом больше всего меня поразило обилие цветов и растений: жимолость, мак, маргаритки, дрок, конский щавель, люпин, ромашки и розы выше человеческого роста... Полтора дня мы адаптировались там. Кстати, у меня пропал чемодан, его по ошибке отправили в другой конец мира. Хорошо, что он потом нашелся, перед самым отплытием, когда трап уже подняли. На сетке его втащили на борт, все очень переживали за меня".

Одна из достопримечательностей Ушуайи — музей на базе бывшей тюрьмы.

В порту Ortelius туристов провожал военный оркестр, исполнявший много произведений русских классиков.

Трехчасовой инструктаж обязателен перед тем, как ступить на берег Антарктиды. За соблюдением правил туристами следят 17 волонтеров. Нельзя кричать, подходить близко к животным и птицам, бросать в их сторону предметы. А непосредственно перед тем, как сесть в надувную лодку "Зодиак" и отправиться на берег, каждый должен принять душ, почистить всю одежду мощным пылесосом, вымыть сапоги в нескольких специальных растворах.

Все эти меры нужны для того, чтобы не занести на охраняемую природную территорию заразу. Те же самые гигиенические процедуры туристы совершают каждый раз при возвращении на корабль.

"Я очень боялась садиться в "Зодиак" после того, как у Кунашира в январе погибли наши пограничники, но потом привыкла, — говорит Галина Архипова. — Нас перевозили по 10-11 человек. Нужно было еще правильно ухватиться за руки помогающих и спуститься в эту лодку".

Туристы посетили три антарктические станции: английскую и две аргентинские. На украинскую "Академик Вернадский" в связи с последними событиями высаживаться запретили, хотя в планах это было.

— Галина Иннокентьевна, что вам больше всего запомнилось на станциях?

— Вход в английскую станцию охраняет пингвин. Он постоянно стоит там и словно внимательно оценивает, чисты наши сапоги или нет. На этой станции огромное количество пингвинов, видов 17, но мы посмотрели только три, да и то издали. Подходить к ним ближе, чем на пять метров, нельзя. Пингвины там настолько привыкли к людям, что совершенно не обращали на нас внимание. У меня в руке был флажок, пингвин сам подошел ко мне, а мне сделали предупреждение.

На этой станции мы видели скелет кита. Спрашиваем, это кто его съел? Отвечают — альбатросы. В это сначала было трудно поверить, но потом мы увидели альбатросов, у которых просто огромный размах крыльев. Мы видели, как они, словно ножом, клювом разрезают пингвинов и поедают их, не обращая внимания на людей. Едят не спеша, аккуратно, шкурку до самого донышка вычищают. Это не очень приятно было наблюдать, конечно.

На следующий день отправились на другую станцию. Там тоже пингвины, их гораздо больше, но чтобы посмотреть на них, нужно было подниматься в гору. Также там много бурых поморников. Кстати, пингвины — это маленькие барометры, они могут предсказывать погоду. Перед тем, как погода начинает портиться, все пингвины стараются отойти от берега и прислониться к камням именно животом, потому что у них инстинкт — уберечь и согреть свои детородные органы для будущего потомства. Я сама видела, это удивительно.

А камни там — такое впечатление, что их сначала отмыли, а потом отполировали.

— Что еще из ярких впечатлений?

— Мы проходили на судне кальдеру вулкана, но нас не смогли там высадить, был шторм где-то 4 балла, и капитан не счел это возможным. Мы проходили быстро, запаха не почувствовали, но говорят, запах сероводорода там есть, так что долго в этом месте находиться не рекомендуется.

Снег там везде идеально белый. Когда вернулась, подумала — почему же у нас такой грязный снег? Привыкаешь к идеально белому.

Мы очень хотели посмотреть больших зверей. Когда шли на "Зодиаках", видели — на льдинах лежали, первое впечатление, нерпы. А потом присмотрелись — тюлень-крабоед и тюлень антарктический. Лежат, равнодушно растянувшись. Хотелось, чтобы они приподнялись, сфотографировать. Крикнуть нельзя — накажут. Те туристы, у кого хорошая оптика, все-таки успели поймать моменты, когда звери приподнимались.

— Кого еще из животных удалось увидеть?

— На третий или четвертый день нас высадили на берег, где морских львов и леопардов — тьма тьмущая. Уж там мы насмотрелись, как они ссорятся, как секач порядок наводит, воспитывает детенышей. В воду они так интересно падают — просто бегство от родительских шлепков, я так поняла. Это, конечно, было потрясение. Потом сняли ленивых огромных малышей. А потом я увидела то, что очень хотела увидеть, — плывущая льдина, метра четыре, похожая на вазу, словно бы сделанную из хрустальных шариков. Так переливается, это просто потрясающе.

Айсберги большие, красивые, голубые — один на сфинкса похож, другой на льва. Парень-датчанин у нас был с мощной оптикой, он буквально не ел, не пил, ночью даже вскакивал, чтобы сфотографировать что-нибудь интересное. У него очень хорошо киты получились. Мы один день шли через долину китов, по четыре-пять штук они ныряли под судно. У меня один получился как большое бревно и второй с "фонтаном".

Мы откалывали куски от айсбергов, растапливали и пили. Потрясающая вода, необыкновенная! Всем очень понравилась. Ее хочется пить и пить, она вкусная, как будто с сахаром. Когда я вернулась из Антарктиды, у меня вены на руках торчали, как у мужчины, который физически много работал. А раньше кровь сдать просто невозможно было. Надо мной постоянно висел тромбоз, были инфаркт, инсульт. А по возвращении специально пошла, сдала кровь — оказалось, никакого тромбоза больше нет. И ноге стало легче после того, как в снегу повалялась там.

— Вы отважная женщина! А что говорят ваши родственники, друзья? Не удивляются, куда вас занесло?

— Все удивляются. Я говорю, все нормально. Правда, у меня там спину заклинило, кололи меня. Вообще-то я была в 150 странах, меня саму удивить очень трудно. Но Антарктида удивила. И еще там чудные закаты. Невозможно уйти, когда тебя зовут на ужин.

В конце поездки все люди стали спокойнее, перестали спорить. По-другому начинаешь смотреть на мир. Все это скоротечно, все уйдет, а вот Антарктида — вечна. Я каждому пожелала бы хоть на денек там побывать. Одно дело — говорить об охране природы, а другое — увидеть и почувствовать, как она охраняется.

— Еще куда-нибудь хотите поехать? Какие у вас планы?

— Конечно, хочу. Летом собираюсь в город Янцзы — побратим Южно-Сахалинска. Я в прошлом году там была, но мне показалось этого мало.

— Скажите, где вы берете деньги на путешествия?

— Я до сих пор работаю на трех работах, зарплату откладываю и на нее путешествую, а живу на пенсию. Обычно беру с собой внучку, но в Антарктиду не получилось — очень дорого. В общем, все деньги я трачу на путешествия.

Подписаться на новости