Виктор Прокопенко: на Дальнем Востоке национальную культуру надо не развивать, а спасать!. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 16:55 SAKH
16+

Виктор Прокопенко: на Дальнем Востоке национальную культуру надо не развивать, а спасать!

Персоны, Weekly, Общество, Южно-Сахалинск

Виктору Прокопенко — основоположнику этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — недавно исполнилось семьдесят лет. Не один раз мы встречались с ним на международных и всероссийских научных конференциях. Я являлся рецензентом некоторых из его замечательных книг.

И сегодня мой рассказ о многообразной исследовательской деятельности доктора педагогических наук, кандидата биологических наук, заслуженного работника физической культуры Российской Федерации, профессора кафедры теории и методики физического воспитания Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург), а затем Сургутского государственного педагогического университета (ХМАО), судьи Всероссийской категории по национальным видам спорта, члене исполкома Федерации исконных забав и этноспорта и, конечно, о сахалинских страницах его научных изысканий.

Прокопенко Виктор Иванович родился 15 февраля 1944 года во Владивостоке. Школу заканчивал в Лесозаводске Приморского края. В 1962 году поступил учиться на факультет физического воспитания Хабаровского государственного педагогического института. В 1966 году окончил данный институт и был оставлен в институте для работы на кафедре спортивных дисциплин преподавателем легкой атлетики. В 1970 году переехал жить и работать в Свердловск. В 1974 году защитил кандидатскую диссертацию в Красноярском государственном педагогическом институте на ученую степень кандидата биологических наук по специальности физиология человека и животных. В 1995 году защитил докторскую диссертацию "Этнопедагогические основы физического воспитания народов Севера (история, теория, практика)" в Институте развития личности РАО.

В 1994 году за большой вклад в деле развития и возрождения национальных видов спорта и игр коренных малочисленных народов Севера РФ ему было присвоено почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации".

Долгое время время является ведущим сотрудником лаборатории физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета. Им опубликовано более 300 научных работ, в том числе 12 монографий,20 учебно-методических и учебных пособий для школ и вузов РФ по этнопедагогике физического воспитания, традиционным играм и национальным видам спорта народов Севера, а также здоровьесберегающим технологиям в образовании.

На основе его научных изысканий разработаны правила по 6 национальных видам спорта народов Севера (включая северное многоборье), 8 образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных и спортивных школ регионов Крайнего севера, Сибири и Дальнего Востока по национальным видам спорта и играм народов Севера. Один из соавторов Концепции реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера (2001).

У Прокопенко около двадцати соискателей и аспирантов из различных регионов Урала, Зауралья, Сибири и Дальнего Востока. Им подготовлены 27 кандидатов педагогических наук и один доктор наук.

— Какое значение имеют исследования в области этнопедагогики?

— Начало третьего тысячелетия предъявляет к человечеству особые требования, одно из которых — демократизация и гуманизация бытия людей. В этом аспекте для каждого народа нашей планеты и, в первую очередь, для малых этносов важно сохранение своего исторического лица, той уникальности, которой он и ценен для мирового сообщества. Бездумная урбанизация, все более мощный натиск цивилизации уже не один малый народ поставили на грань этнической катастрофы. Предвестники такой катастрофы — постепенная утрата малыми народами своих корней. Прежде всего, это утрата родного языка — транслятора богатейшей информации о жизни этноса, забвение многовековых традиций и потеря связи с природой. В результате народ утрачивает понимание своей миссии — своего социально-исторического предназначения.

Надо заметить, что народы Севера России в какой-то степени все же сохранили традиционный уклад жизни, что для народов Севера зарубежья не характерно. Наши коренные малочисленные народы Севера, особенно проживающие на Крайнем Севере, как и их предки, занимаются оленеводством, охотничьим, рыболовным и зверобойным промыслами, а также собирательством — заготовкой на зиму съедобных ягод, орехов, грибов, лекарственных трав и т. п.

Они сохранили как непременную составляющую своих традиционных праздников и многие спортивные состязания, которые всегда были направлены на совершенствование их физической и профессиональной подготовки. Это подтверждают полевые исследования, проведенные нами среди этносов Севера Приамурья и Сахалина.

Существующие и вновь создаваемые региональные национальные программы по физической культуре, в своем вариативном компоненте, несомненно, должны опираться, прежде всего, на богатейшие многовековые традиции в области физического воспитания народов, на присущие тому или иному народу его традиционные виды хозяйственной деятельности, на тот духовный мир, который сопутствовал этим народам в решении вопросов физического развития их подрастающего поколения, на проверенные веками формы, методы и самобытные средства — народные игры, самобытные физические упражнения, традиционные состязания и, конечно, современные национальные виды спорта.

Я уже сказал, что этноспорт являлся для северянина незаменимым и весьма эффективным средством в выработке высокого уровня профессионального мастерства оленевода, рыбака, охотника и морзверпромысловика, а кроме того, выполнял многочисленные функции для поддержания телесного гомеостаза с внешней суровой средой их обитания.

Нам представляется, что настало время, когда мы заново должны осмыслить всю ценность, значимость и роль этноспорта для российского человека любой национальности в деле консолидации и гармонизации отношений всех российских этносов.

У нас хватает болевых точек, разблокировка которых позволит начать развитие этноспорта не только среди народов Севера, но и во всей многонациональной России.

Первое — необходимо вывести этноспорт народов Севера (вообще весь этноспорт) на государственный уровень и разработать государственную программу развития этноспорта среди народов Российской Федерации. Только в этом случае он может занять свою нишу в жизнедеятельности народов России, проживающих на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Второе — мы считаем, что в Министерстве спорта РФ необходимо создать отдел по развитию и популяризации этноспорта среди населения. Аналогичные отделы, на которые бы возлагалась ответственность за развитие и популяризацию национальных видов спорта среди населения субъектов РФ, должны быть созданы и в региональных министерствах. В отчеты по развитию физической культуры и спорта среди населения РФ необходимо включить графу по этноспорту. В данном случае государственная отчетность "снизу доверху" позволит на местах планировать и проводить эту работу среди населения.

Третье — развитие, популяризация, организация соревнований по этноспорту должны финансироваться по линии государства. Только в этом случае мы получим динамику развития и определенные успехи. Возможно, в дальнейшем эта проблема может быть снята за счет спонсорского финансирования.

Четвертое — мы полагаем, что ряд крупных компаний, в т.ч. нефтяных, могли бы взять под свою опеку развитие и популяризацию этноспорта. Именно эти организации пользуются природными ресурсами территорий, на которых проживают народы Севера России. В этом случае дело бы сдвинулось с мертвой точки.

Пятое — считаем, что Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации (АКМНС РФ) должна проявить большую заинтересованность и активность по развитию и популяризации этноспорта среди северных этносов.

Шестое — в вузах страны физкультурного профиля и на факультетах физической культуры в педуниверситетах не только не готовят тренеров по этноспорту, но даже не знакомят студентов с национальными видами спорта народов. Или это делается крайне редко, большей частью факультативно. Полагаем, что в образовательных стандартах по физической культуре ВПО должна присутствовать дисциплина этноспорт.

Седьмое — по линии Минобрнауки России (при поддержке госкомпаний) ОГ ФСО "Юность России" необходимо включить в зимние и летние спартакиады школьников соревнования по этноспорту с учетом регионального компонента. Это позволит уже в ближайшие годы привлечь к участию в соревнованиях значительное количество молодежи и существенно поднять физическую активность среди молодежи.

Восьмое — в бывшем СССР была практика открытия отделений ДЮСШ по национальным видам спорта народов Севера. Для этого была разработана (под нашим руководством) образовательная программа для ДЮСШ. В перестроечное время многое "пошло под нож" как нерентабельное. Считаю, что необходимо вернуться к позитивному опыту, который был накоплен в годы раннего развития и популяризации этноспорта среди детей не только северян, но и других этносов, проживающих в северных регионах России.

Девятое — особо остро стоит вопрос о подготовке и переподготовке кадров по этноспорту. Имеется только один путь — открытие небольшого специализированного государственного института физической культуры народов Севера (не более 300 студентов). С этим предложением АКМНС в 2006 году выходила на Федеральное агентство по физической культуре и спорту с просьбой открыть такой вуз в Тюмени. В 2006 году агентство поддержало эту идею, но Министерство науки и образования ее отклонило.

Десятое — государство должно взять под свою опеку издание научной, учебной и популярной литературы, связанной с этнопедагогикой физического воспитания народов Севера, традиционными и современными национальными видами спорта и играми. Сегодня ни одно издательство не берется издавать литературу для народов Севера без финансирования "снизу", так как эта литература малотиражна и не окупаема. Нам, к сожалению, приходится издавать литературу по этнопедагогике физического воспитания народов Севера РФ, играм и национальным видам спорта за свой счет (либо долго искать спонсоров). Такая практика не дает результатов, она привела многих ученых и специалистов, работающих в этой сфере, к стагнации или уходу из этой научной темы.

Это относится и к нашей новой книге "Этноспорт народов Севера Приамурья и Сахалина", которая готовится к публикации издательством Уральского федерального университета.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о ее содержании.

— В пособии на основе многолетних полевых этнографических исследований (Хабаровский и Приморский края, Сахалинская область) и опыта работы по судейству этноспорта народов Севера Российской Федерации нами представлен уникальный материал по традиционным и современным видам этноспорта народов Севера Приамурья и Сахалина: нивхов, негидальцев, ульчей, нанайцев, орочей, удэгейцев, тазов, ороков (уйльта) и эвенков.

Достаточно подробно описаны как традиционные виды спорта северных этносов Приамурья и Сахалина, так и виды современного этноспорта, которые эти народы культивируют сегодня. До настоящего времени таких сведений в научной, а тем более в учебной литературе не было. Причем я не ставил перед собой цель осветить теорию и практику овладения техникой национальных видов спорта, особенности методики спортивной тренировки. Это совершенно другая задача, решение которой должно базироваться на проведении специальных научных исследований с позиций современной теории и методики спортивной тренировки и биомеханики.

Необходимо отметить, что нам пришлось собирать уникальный материал буквально по крупицам, в некоторых случаях мы реконструировали традиционные состязания по отдельным фрагментам, а иногда даже воссоздавали их заново. Надо признать, что нам пока так и не удалось получить сведений о традиционных состязаниях небольшого народа тазы, проживающего в Приморском крае. Надеюсь, что со временем такой материал все-таки будет найден...

Книга уже рекомендована Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для использования в качестве учебного пособия для студентов вузов физкультурного профиля, преподавателей физической культуры, тренеров, судей по национальным видам спорта, спортивных организаторов, педагогов дополнительного образования, работников сферы культуры.

— В готовящемся издании большое внимание уделяется самобытным играм и национальным видам спорта коренных малочисленных народов Севера, проживающих на Сахалине? Расскажите, как проходили эти исследования?

— Пятая глава учебного пособия как раз этому и посвящена. Это этноспорт нивхов, эвенков, нанайцев, ороков (уйльта). Их число, по данным переписи населения 2010 года, составляет 2934 человека, что меньше на 8,1 % по сравнению с 2002 годом (тогда было 3192 человека). Часть из них культивируют зимние виды спорта, а часть — летние. Вообще на Сахалине можно круглогодично культивировать этноспорт коренных малочисленных народов Севера.

К сведению, на основе материалов моей новой книги "Этноспорт народов Севера Приамурья и Сахалина" вполне можно начать проводить международные соревнования среди народов Севера, проживающих в Китае (эвенки, маньчжуры, нанайцы), Монголии (эвенки), а также Японии (ороки (уйльта), айны). Как мне представляется, инициатором и организатором проведения таких международных состязаний среди зарубежных народов Севера мог бы взять на себя Южно-Сахалинск, может быть, даже в лице Сахалинского государственного университета.

Свои исследования на Сахалине я проводил в 1990 году, практически побывал во всех национальных поселках где проживают нивхи, эвенки, ороки (уйльта), нанайцы. Более 1,5 месяца путешествий и исследований. Это незабываемое время. В процесс своих полевых исследований я впервые встретился с выдающимся нивхским ученым-североведом Ч.Таксами. Именно на Сахалине мы с ним познакомились. В это же время проводил свои научные изыскания канадец из Торонто Брюс Грант, его как раз Чунер Михайлович курировал. С Брюсом у меня было много интересных бесед.

А сколько прекрасных людей я увидел на Сахалине, которые готовы были помочь мне во всем. Сложное было время в стране в те годы, продукты давались по карточкам только для своих жителей. Тем не менее, все, что можно было купить для питания, мне продавали, а порой приглашали домой и потчевали. Помню, все перипетии моего сложного, а порой даже опасного путешествия по Сахалину. Начинал я исследования с Севера Сахалина и постепенно передвигался по мере накопления материала на юг. Конечной моей точкой исследований был Поронайск, а точнее остров Южный, где компактно проживают ороки (уйльта) и нанайцы.

Мы считаем, что издание данного учебного пособия позволит на достаточно высоком этнографическом уровне знакомить студентов физкультурных вузов с традиционными и современными состязаниями российских коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина. Благодаря этому, как мы полагаем, не порвется связующая нить между прошлым и настоящим спортивной этнокультуры российских аборигенов Приамурья и Сахалина, что, в свою очередь, придаст дополнительный импульс развитию и популяризации этноспорта народов Севера в нашей стране.

Я признателен всем, кто помогал мне скрупулезно собирать полевой этнографический материал как по традиционным состязаниям, так и по современному этноспорту коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина.

В хорошем смысле я помешался на аборигенах Дальнего Востока, с которыми еще в студенческие годы совместно обучался на факультете физического воспитания Хабаровского государственного педагогического института. Конечно, в те годы не мог даже предположить, что вся моя научная деятельность будет связана с изучением и реализаций в практику традиционного физического воспитания северных этносов РФ. К сожалению, далеко не все о них вообще что-либо знают. В 2009 году я написал книгу о традиционном физическом воспитании и играх удэгейцев Приморья — 250 страниц. В одном из московских издательств, куда я обратился по поводу издания книги, меня спросили: "А кто они такие?"

— Вы продвигаете проект по сохранению и возрождению традиционной этнопедагогической культуры в области физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России под патронажем ЮНЕСКО. В чем его суть?

— Возрождение и развитие традиций физического воспитания и оздоровления малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока России имеет первостепенное значение для региональной науки. Российские народы хотят жить, созидать, смотреть в будущее, опираясь на свои многовековые корни, на многовековую культуру. Только тесная связь нового поколения с прошлым создает тот духовный подъем, который может способствовать полноценной жизнедеятельности нового поколения.

Север, Сибирь и Дальний Восток — это исконное земли аборигенов. Посмотрите данные переписи. Алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, уйльта [в 2002 ульта (ороки)], орочи, саами, селькупы, сойоты, теленгиты, тазы, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры — нам россиянам надо радоваться, что такие реликтовые этносы проживают бок о бок с нами.

Однако мы делаем очень мало для того, чтобы эти народы сохранились и сохранили свою древнюю, экологически чистую материальную и духовную культуру, аналогов которой в мире нет. На грани исчезновения кереки на Чукотке и алюторцы на Камчатке. Осталось их в общей сложности 20 представителей этих этносов. По меньшей мере 18 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока находятся на грани исчезновения и имеют численность менее 2000 человек.

Главная задача проекта — сохранить, возродить и развивать существенный культурный пласт северных этносов — традиционное физическое и трудовое воспитание, национальные игры и спорт, этническую медицину и этническую воспитательную культуру коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока и др. Я бы сказал больше — на Дальнем Востоке культуру нужно не развивать, ее нужно спасать!

Другая задача — сформировать на территории проживания северных этносов научный, образовательный, организационный центр с филиалами по подготовке специалистов в области физической культуры коренных малочисленных народов Севера, отыскать регион (вуз), где есть возможность открыть Национальный институт физической культуры народов Севера с филиалами в других городах РФ — Стрежевой (Томская область), Советский (Ханты-Мансийский национальный округ, Нерюнгри (Якутия), Мончегорск (Мурманская область), Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край), Южно-Сахалинск (Сахалинская область) и др.

Реализация этого плана-проекта позволит не только помочь этносам в решении целенаправленной подготовки специалистов в области физического воспитания своих народов, но и существенно поднять роль национального спорта аборигенов Севера и в России и на международной арене. Научные изыскания в этом направлении будут способствовать сохранению уникальной традиционной культуры в области воспитания молодого поколения, народной медицины, народных игр, состязаний и самобытных физических упражнений, национального спорта и многое другое. Это будет существенным и реальным вкладом проекта в возрождение и сохранение телесно-духовной культуры северных этносов — традиционного физического воспитания и оздоровления коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В числе мероприятий проекта: проведение полевых научных исследований в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири, и ДВ Востока России, участие в международных проектах по развитию национальных видов спорта, научных изысканиях в области этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера Мира, издание книг, пособий по данному направлению.

— Какие у Вас планы на будущее?

— Мне хочется завершить труд всей своей жизни об аборигенах Севера, Сибири и Дальнего востока. Но как говорят, покой нам только снится. Дальневосточный институт истории и этнографии (Владивосток) заинтересовался моими исследованиями и пригласил меня к сотрудничеству  — участвовать в написании коллективных монографий по истории и культуре дальневосточных народов Севера. На очереди выход в издательстве "Наука" очередной коллективной монографии "История и культура ороков (уйльта), а затем и другой — "Истории и культура негидальцев". Планирую в ближайшие год-два окончательно закончить написание фундаментальной монографии "Этнопедагогика физического воспитания народов Севера Приамурья и Сахалина". Планов на будущее громадье.

Приступил к написанию учебного пособия "Традиционное физическое воспитания народа манси: игры и состязания". Практически собран материал и по играм народов Севера Республики Саха (Якутия). Ждет своего оформления уникальный материал по народной медицине народов Севера РФ. Есть материал и по традиционным средствам физического воспитания народов Севера Камчатки. Не хватает только времени, чтобы все как можно быстрее воплотить в реальность.

Для сахалинцев, я считаю, было бы интересно переиздание моей книги "Игры и национальные виды спорта нивхов Амура и Сахалина (1993), я готов предоставить для этого расширенный материал. Лучший вариант — издать книгу по традициям физического воспитания народов Севера Сахалина, куда вошел бы материал по нивхам, эвенкам, орокам (уйльта), нанайцам, возможно и айнам. Я готов подготовить такую работу, все дело за тем, кто на Сахалине закажет мне такую работу?

Подписаться на новости