Из Непала в Тибет. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 13:25 SAKH
16+

Из Непала в Тибет

Туризм, Публикации, Общество, Южно-Сахалинск

Часть 3

Mensi - Darchen - монастырь Gyandrak - Darchen

11 сентября. Спали плохо, урывками, и следующим утром встали поздно, в 8.30. Погода - переменная облачность, температура воздуха 16ºС, влажность необычно высокая - 80%. Самочувствие у меня плохое - как и в Saga сильная головная боль. В Непале, даже в самых экстремальных ситуациях, в Лобуче и Горак Шеп в апреле 2007 г., голова у меня не болела. Сказывается, видимо, недостаточная акклиматизация. А впереди три дня коры Кайласа! У меня содержание кислорода в крови 83%, пульс 83, у Люды 85% и 90. Собираемся, завтракаем на кухне "нашего" гест-хауза и грузимся в джип. Выезжаем, погода улучшилась, и по пути в Darchen мы еще раз полюбовались массивом горы Gurla Mandhata.

В интернете я читал заметки одного из трекеров, который писал о Darchen´е следующее: "Дарчен стал третьим местом на нашем пути, где нам просто пришлось убить целый день. Мы приехали сюда утром от Chiu monastery на оз. Манасаровар и заселились в какой-то гест-хаус. Я бы вам советовал заранее попросить агентство забронировать для вас гест-хаус получше, потому что то место, куда поселились мы, было просто ужасно. Крыша в коридоре протекала постоянно, в одной из комнат крыша протекала прямо на кровать, в другой дверь была вынесена с петель. Электричество давали с 10 до 12 вечера.

Такие гесты в Darchen есть, видимо, и сейчас, но мы жили в настоящем отеле. Конкретный гест-хауз в Darchen'е мы себе не заказывали, но фирма, организовавшая наш трек - "Royal Mountain Travel-Nepal" - о нас, очевидно, позаботилась. Въехав в деревню, мы вскоре свернули налево, в просторный двор, с северной стороны которого расположилось большое бетонное здание отеля, 2- или 3-этажного, не помню, как и его названия. За стеклянными дверьми - холл, ресепшен, пол, застеленный ковровым покрытием. Тхунду поселил нас в номере на первом этаже. Это была просторная, чистая комната, с большим окном, двумя кроватями с постельным бельем, своим туалетом с умывальником и водопроводным краном (!), вешалка, правда, как всегда отсутствовала. В номере было электричество и батареи отопления. Тхунду объяснил, что душ находится в пристройке к корпусу отеля, но горячая вода будет только после 17 часов и что день у нас сегодня свободный.

Будучи еще дома и планируя трек, я намеревался сходить из Darchen'а к монастырю Serlung (= Drigung Kagyu) или Gyandrak, что к северу от деревни на внутренней коре Кайласа. Это в том случае, если на этот маршрут не требуется специального разрешения. Задачами трека была бы тренировка перед корой Кайласа (первый монастырь располагается на высоте 4985 м, второй - 4970 м, а сам Darchen на 4755 м по GPS) и чисто культурная - осмотр монастырей. О своем намерении я сообщил Тхунду. Выяснилось, что специального разрешения на маршрут не требуется, но нам лучше сходить к монастырю Gyandrak, так как путь к монастырю Selung хуже, а сам он в плохом состоянии. (Его фотография 2004 г. приведена в книге Ю.А. Захарова "Код Шамбалы", это небольшое двухэтажное сооружение из плохо обработанного камня, довольно ветхое.)

Время лишь к 12, обедать рано, и мы решили пообедать по пути, взяв с собой газовую горелку, котелок, суп быстрого приготовления, рыбные консервы и термос с чаем. Захватив трекинговые палки, ветровки, панамы, солнцезащитный крем, отправляемся в путь.

Выйдя из отеля, идем в "центр", к рынку и дальше, вверх, к подножию склона. Но тропы в ущелье там не видно. Спрашиваю у деда-тибетца, как пройти к Gyandrak, он машет рукой назад и на восток. Возвращаемся к рынку, сворачиваем к реке и переходим на ее левый берег. Впереди вдоль реки под склоном длиннющая стена мани. Судя по карте, наш путь на внутреннюю кору Кайласа, где находится монастырь Gyandrak, первоначально проходит по ущелью правого притока реки Darchen Chu. Вход в это ущелье виден из деревни - это очень узкая, скалистая щель, по верху она украшена гирляндами молельных флажков лунг-та, но прохода через нее нет. Как войти в ущелье? Пройдя стену мани, подходим к основанию крутого склона, на нем едва виднеется тропинка. После минут 15 подъема чуть правее входа в ущелье, выходим на грунтовую дорогу, подходит она откуда-то с востока и с деревни ее не видно. Дальше, до самого монастыря Gyandrak, наш путь проходил по этой дороге. С места, где мы вышли на дорогу, отличный вид на весь Darchen: прямо под склоном развалины старого поселка, южнее ровные ряды новых кварталов. Ближайшие километра 2,5-3 мы идем на север по дороге у основания левого борта неглубокого здесь ущелья безымянной речушки, образующейся выше от слияния Serlung Chu и Gyandrang Chu. Окружающие склоны покрыты довольно густой здесь травой и пятнами подушек арчи, сама река сейчас маловодная, скорее ручей. С дороги неоднократно открывается впечатляющий вид на прилегающую к Darchen'у равнину и озеро Rakshas Tal.

Погода - переменная облачность, тепло и сухо: температура воздуха 22ºС, влажность 40%. Вершина Кайласа, к сожалению, весь день была затянута облаками, и ее мы так и не увидели. Я иду без ветровки, в рубашке и брюках, Люда - в ветровке и шортах. Впереди нас речушка, и ее ущелье разветвляется: правый приток (Serlung Chu), берущий начала на ледниках Кайласа, уходит на северо-запад и уже в пределах видимости теряется за поворотом. Левый (Gyandrang Chu) уходит на север, северо-восток, в обширную и красивую долину, которая с севера замыкается одним из отрогов Кайласа с высотами около 5500 м. Под его крутым каменистым склоном на одиноко стоящем холме и расположился монастырь Gyandrak.

Дарчен, вид с дороги к монастырю Gyandrak
Дарчен, вид с дороги к монастырю Gyandrak

Водоток, протекающий по долине, сейчас не более чем ручей, но весной он, видимо, сильно разливается. Об этом свидетельствует бетонный мост, возводимый несколько ниже монастыря. Подъем к монастырю в целом пологий: на всем пути перепад высот составил всего +215 м. Вдоль дороги и по склонам холмов по-прежнему относительно обильная травянистая растительность, где среди камней постоянно попадаются суслики и тушканчики, совсем не боящиеся людей.

Монастырь расположен прямо по ходу в верховьях ручья, но дорога уходит на склон вправо, и мы решаем спрямить путь и идти по едва заметной тропке вдоль ручья. Идем уже часа 2, медленно и тяжело, часов в 14 решаем остановиться на обед. Воду набираем в ручье, достаем горелку и ставим котелок. Банку рыбных консервов и суп мы впервые съели с аппетитом. К концу обеда сверху, со стороны монастыря к нам подошла группа тибетцев-паломников, три женщины и один мужчина. Их особенно заинтересовала наша газовая горелка, такой они, видимо, еще не видели. Я угостил их сухофруктами, они поглазели на нас, мы - на них, и каждый пошел своей дорогой.

Вход в ущелье
Вход в ущелье
Стена мани вблизи входа в ущелье
Стена мани вблизи входа в ущелье
Ущелье правого притока Darchen Chu.и дорога к монастырю Gyandrak
Ущелье правого притока Darchen Chu.и дорога к монастырю Gyandrak
Кустарнички полупустыни
Кустарнички полупустыни
Подушковидная форма арчи
Подушковидная форма арчи
Гигантский гриб-дождевик
Гигантский гриб-дождевик
Любопытный суслик
Любопытный суслик

На подходе к монастырю три больших беленых чортена с золочеными шпилями, за ними - длинная стена мани. Сам монастырь - большое серое здание, сложенное из тщательно обработанных каменных "кирпичей", уложенных практически без раствора, находится на вершине невысокого холма и господствует над окружающей местностью. Несмотря на монументальность, выглядит оно довольно изящно. Выстроен монастырь в виде трехступенчатой пирамиды: массивный, немного сужающийся кверху высокий фундамент из того же камня, затем низкий второй ярус с застекленными окнами фасада, а на самом верху высокая прямоугольная коробка храма с буддийской символикой над входом. Судя по состоянию храма, сооружен он недавно.

В фильме "Sacred Landscape and Pilgrimage in Tibet" в записи на DVD, снятом в 2002 г., этот храм выглядит совсем иначе: простенький короб из плохо обработанного камня. Ю.А. Захаров, видевший его в 2004 г., говорит о нем уже как о новострое (с. 275). Монастырь Gyandrak является одним из самых высокогорных в мире, а из них, наверное, и самым большим. Возвести такое массивное сооружение (сотни тонн тщательно обработанного камня) на высоте 4970 м - огромный труд. И что-то не очень верится, что выполнен он на деньги местных крестьян-прихожан. Скорее, за счет государства, в рамках программы восстановления памятников буддийской культуры в районе Кайласа в связи с развитием туризма. На эту же мысль наводит проложенная к монастырю грунтовая дорога, возводимый на подходах к нему бетонный мост: вряд ли местные крестьяне потянули бы все это на свои деньги. Монастырь примечателен еще и тем, что от него в западном направлении по склону уходит тропа к монастырю Serlung в ущелье Serlung Chu и далее на внутреннюю кору к Кайласу. По этой коре паломники обходят гору-спутник Кайласа - Нанди высотой 6000 м (Кайлас - жилище бога Шивы, а его спутник - бык Нанди) с преодолением перевала Serlung Chuksum La высотой 5869 м! К монастырю мы подошли часов в 15. Самочувствие не более чем на 3+, у меня содержание кислорода в крови 70% (самое низкое с начала трека), а пульс 126 (!), у Люды кислород 77%, пульс 100. А набрали мы по вертикали всего 215 м, монахи же живут здесь постоянно. Конечно, они - местные и адаптированы, но все же 5000 м. По крутой тропинке огибаем монастырь и с тыльной его стороны поднимаемся на первый ярус, дальше по ступенькам на второй, к храму. Отсюда в западном, юго-западном направлении открывается великолепный вид на пройденный нами от Darchen'а путь, прилегающую равнину и озеро Rakshas Tal. В монастыре малолюдно, кроме нескольких туристов и паломников из местных крестьян никого не видно. Кто-то из туристов прямо перед нами осматривал храм, и пожилой монах собирается закрывать входную дверь.

Долина ручья и монастырь Gyandrak
Долина ручья и монастырь Gyandrak
На пути в монастырь
На пути в монастырь
Ритод
Ритод
Паломники
Паломники

Прошу задержаться и разрешить сфотографировать алтарь. Внутри все как обычно в буддийских храмах - алтарь с изображениями Будды, громоздкие ритуальные инструменты. Мне разрешают сделать только один снимок, а я в качестве пожертвования приношу монаху банку черного чая. Делаем несколько фотографий окрестностей и - в обратный путь. От монастыря к развилке реки возвращались также не по дороге, а по тропке вдоль ручья, где ходят местные. В одном месте среди травы я увидел огромную, с человеческую голову, белую раковину. При ближайшем рассмотрении, она оказалась гигантским… грибом-дождевиком.

К концу дня стало прохладно, и я надеваю ветровку. Когда мы спустились к северной окраине деревне, облака над Кайласом на минуту растянуло, и открылся край его вершины. В отель мы вернулись часов в 17, вся экскурсия заняла у нас 5 часов и показала, что перевал дастся нам тяжело. Душ уже работал, и мы с удовольствием вымылись горячей водой. Потом я сходил в центр, к рынку, раздал местным детям запасенные для них еще в Москве конфеты и купил пару связок флажков лунг-та, которые мы планировали растянуть на перевале Dolma La. Аппетита не было и на ужин мы не пошли, попив чай у себя в номере. Поскольку постели были с бельем, спальники мы не разбирали и что можно, уложили в рюкзаки. Спать легли рано. В сумерках включили электричество, а к ночи батареи в нашем номере оказались горячими (!) и спали мы в комфортных условиях. Завтра у нас первый день коры Кайласа. Тхунду предупредил, что зайдет завтра за нами в 9 часов. Почему так поздно, было непонятно. Но, как потом выяснилось, первые километров 8-9, это часа 2 хода, нам предстояло проехать на нашем джипе.

Монастырь Gyandrak, 4940 м
Монастырь Gyandrak, 4940 м
В храме монастыря Gyandrak
В храме монастыря Gyandrak
Монастырь Gyandrak, 4940 м
Монастырь Gyandrak, 4940 м

Кора: день первый. Darchen (4755 м) - монастрырь Dira Phug (5060 м), расстояние ~23 км, перепад высот +305 м

12 сентября встали после 8, поскольку в номере есть водопровод, умывались у себя и начали собираться. Получилось 4 рюкзака - 2 личных и 2 для потеров. В рюкзаке у Люды аптечка, посуда, фляга с водой, у меня - немного продуктов, котелок, газовая горелка, термос. У потеров - спальники, теплые куртки и свитера, термобелье, запасные рубашки, брюки и носки, теплые шапочки, продукты и прочее. Еще одно место, мешок (зарядные устройства, словарь, сменная одежда, сандалии, некоторые продукты) мы оставляем в джипе, который будет ждать нас 3 дня. Самочувствие пока удовлетворительное - голова не болит, слизистые оболочки рта не сушит.

К девяти подошел Тхунду, и мы отправляемся на завтрак в ближайшую кафешку на центральной улице деревни. Погода с утра - переменная облачность, температура воздуха 18°С, влажность 50%. Сразу отмечу, что в этот день с погодой нам повезло - было ясно, тепло и сухо, в 15 часов в ущелье Лха Чу 25°С при влажности 30%, в 17 часов у гест-хауза в Drira Phuk 17°С при влажность 60%. Соответственно, отлично был виден и Кайлас.

Завтрак традиционно скромный - вареные яйца, лепешки, пакетированный чай и кофе, и запасенные с Москвы мясной паштет и сыр были кстати. Позавтракав, наполняю наш 1,5-литровый термос кипятком - на обед для заварки супа и на чай. Возвращаемся в отель, где у входа нас ждет джип: оказывается, до монастыря Chuku в ущелье Lha Chu первую треть пути мы проедем, экономя 2 часа времени и, главное, силы.

Сегодня у нас первый день коры (обхода) Кайласа, а вся кора - 53 км, занимает обычно 3 дня. Карта-схема маршрута приведена на рисунке. Путь пролегает в основном по ущельям рек Lha Chu (туда) и Dzong Chu (обратно), окаймляющих массив Кайласа с запада и востока соответственно. Расклад по времени хода в первый день трека приблизительно такой:

- Darchen - 1-st Chang-Tshal-Gang (1-я точка простирания) - 4 км, 1,5 час.

- 1-st Chang-Tshal-Gang - Darpoche (поляна фестиваля) - 3 км, 1 час.

- Darpoche - монастырь Cuku (Nyan-ri Gompa) - 3 км, 1 час.

- монастырь Cuku - 2-st Chang-Tshal-Gang (2-я точка простирания ниц) и лагерь скотоводов - 7 км, 2 часа.

- 2-st Chang-Tshal-Gang - монастырь Dira Phu - 6 км, 2 часа.

Итого - 7,5 часов чистого хода (это без осмотра монастыря Chuku, если с осмотром, тогда плюс 1-1,5 часа).

От Дарчена пешая тропа пролегает у юго-западного подножия гряды, окаймляющей массив Кайласа с запада, и ведет на запад, в ущелье Lha Chu. Первая ночевка в гест-хаузе у монастыря Drira Phuk (5060 м), расстояние до него около 23 км, при этом перепад высот всего +305 м. Раньше весь этот путь преодолевали пешком.

Сейчас первые километров 10 некоторые туристы, и мы в частности, проезжают на джипах. Выехали из отеля в 9.30, ненадолго подъезжаем к полицейскому участку отметиться и - в путь.

Дорога грунтовая, пыльная, начало пешей тропы справа от нас, на ней видны несколько туристов. Потом тропа уходит на склон метров на 100 выше нас и пропадает из поля зрения на юго-западном ребре безымянной горы высотой 5122 м (у ее противоположного, северо-восточного основания в ущелье реки Serlung Chu расположен монастырь Serlung). Где-то здесь, на ребре, тропа подходит к 1-му Чалстал Гангу - месту простирания ниц для паломников, совершающих кору. Здесь они вывешивают флаги лунг-та и возжигают благовония. Отсюда в хорошую погоду видна вся южная, "сапфировая" сторона Кайласа. Мы же, объехав ребро отрога по равнине, поворачиваем на север. За поворотом открывается необычный даже для Гималаев пейзаж: громадный скальный массив расколот узкой щелью с высокими (в километр!), почти вертикальными бортами. Это и есть ущелье реки Lha Chu. Издали оно воспринимается как врата в некий потусторонний мир, над которым господствует заснеженная вершина Кайласа.

Карта-схема коры Кайласа
Карта-схема коры Кайласа

Немного о Кайласе, для тех, кто совсем не знает, что это такое. Кайлас - самая высокая вершина (6714 м) горного массива в междуречье Senge Tsangpo и Sutlej (Сатледж). Окружающие массив вершины имеют высоту 6034-6212 м. Массив этот древний и сильно разрушен, огромная скала-останец в северной его части и есть Кайлас, или Юн-Друнг Гутсег (Ганг Ти-Се, Ганг Ринпоче или Кан Ринпоче по тибетски) - "Девятиэтажная гора свастики". Об орографии района можно составить некоторое представление по фото из космоса, приведенным на рисунке 2.

Кайлас признается священной горой в 4-х религиях Индостана - Бон, Индуизме, Буддизме и Джайнизме. Для последователей индуизма Кайлас является земным проявлением мифической горы Сумеру (Меру), центром бытия, обителью Бога Шивы. Последователи тантрического буддизма считают, что на вершине горы обитает многорукий Самвара. По легенде, на вершину горы Кайлас спустился с небес и основатель (Будда) древней тибетской религии Бон Тонпа Шенраб Мивоче.

Считается, что прохождение коры Кайласа очищает от всех грехов прожитой жизни, а обойдя его 108 раз, можно достигнуть Освобождения - Нирваны. В районе Кайласа лежат истоки четырех великих рек Индостана - Инда, Брахмапутры, Сатледжа и Ганга. Склоны горы четко ориентированы по сторонам света и производит впечатление пирамиды. Я много путешествовал в горах Кавказа, Тянь-Шаня и Гималаев, в последних ходил к базовому лагерю Эвереста, обогнул массив Аннапурны, видел много гор, среди которых 7 - восьмитысячники. В естественном происхождении Кайласа у меня нет никаких сомнений.

Район Кайласа (вверху), схема коры (внизу), фото из космоса
Район Кайласа (вверху), схема коры (внизу), фото из космоса

Продолжаем ехать в северном направлении. Предустьевая часть ущелья, между "ребрами" отрогов, широкая, километра 1,5-2, ложе ее глинистое, густо усыпанное валунами и осколками скал, с относительно обильной травянистой растительностью и "подушками" кустарничков. Как и все ущелье до самого подножия Кайласа, оно используется местными крестьянами для выпаса яков, их стада обычны здесь повсюду. Поскольку наш трек проходит осенью, фон, формируемый травянисто-кустарничковой растительностью, был серо-желтый. Весной, в апреле, он гораздо живее, ярко-зеленый. В апреле и небо гораздо чище, что улучшает обзор местности. Но в это время и значительно холоднее, а путешествовать на 4500-5000 м при температурах, утром, вечером и ночью близких к нулю, вдвое тяжелее. Русло Lha Chu где-то далеко слева и его не видно. Вблизи выхода на равнину оно широкое, галечное и извилистое, сейчас, в сухой сезон, водоток гораздо уже русла. Отличный вид на нижнюю часть ущелья и реку открывается позже, от монастыря Chuku.

На подходе к входу в ущелье выяснилось, что от основного шоссе (№G219) туда тянут ответвление, тоже асфальтированное! Позже мы узнали, что грунтовая дорога, пригодная для проезда тяжелых грузовиков, проложена уже до самого монастыря Drira Phuk, вблизи которого сейчас сооружают железобетонный мост через Lha Chu. Дело движется к прокладке шоссе вокруг Кайласа! Хотя уже и сейчас до Drira Phuk можно доехать на джипе. Километра через 3 после поворота подъезжаем к Darpoche - поляне Большого флагштока, где ежегодно осенью проводится буддистский фестиваль Saga Dawa - поднятия "Флага победы" над Бон-по. Я видел фильм "Kailas - Mansarovara" в записи на DVD со сценами этого фестиваля. Собирая тысячи празднично одетых местных крестьян, он проходит под присмотром китайских омоновцев в касках и со щитами. В центре поляны ритуальные ворота большой ступы Gang-nyi (Ганг-ньи), сейчас плотно укутанной молельными флажками лунг-та. Считается, что проход паломника через арку ступы освобождает его от последствий грехов. Перед началом коры принято трижды обойти ее по часовой стрелке, а затем зайти внутрь и задержаться на несколько секунд. У индийских паломников Darpoche известно как "Долина Богов" и великое священное кладбище Drachom Ngagye Durtro (Драчом Нгагье Дуртре) 84 махасиддх. Это место было освящено великими подвижниками и святыми - махасиддхами, некоторые из них здесь были и кремированы. Большинство паломников-индусов желает обрести на этом кладбище последний приют. Из других достопримечательностей Дарбоче известно отпечатком ступни Миларепы. Невдалеке за ступой холмик с антенной сотовой связи, все-таки XXI век. Дальше, на другом берегу реки, под правым (восточным) бортом ущелья разбросано десятка три модульных домиков из современных материалов, это - гест-хаузы для паломников из Индии, которые раньше останавливались в армейских палатках на окраине Darcheh'а.

Ступа Кангньи в Darpohe
Ступа Кангньи в Darpohe

Из Darpoche видны юго-западные склоны вершины Кайласа. В северном направлении долина резко сужается, переходя в ущелье, скорее каньон, который является одним из наиболее впечатляющих мест коры. От Darpoche едем еще километра 3 и около 10 часов выгружаемся в палаточном лагере скотоводов у небольшого деревянного мостика через Lha Chu. Высота 4690 м, до этого места от Дарчена по дороге километров 10-11.

На правом склоне ущелья, на небольшом выступе в почти отвесном скальном склоне на высоте метров в 150 от ложа ущелья прилепились строения монастыря Chuku (Nyan-ri Gompa), украшенные молельными флагами (это почти что высота трекерской деревни Лобуче на пути к базовому лагерю Эвереста в Непале). Не найдя попутчиков, отправляюсь наверх один: Люда уходит вперед, а Тхунду остается ждать потеров, нанятых им еще вчера.

К монастырю с северной стороны по осыпи серпантином идет широкая тропа, но идти по ней долго, и я поднимаюсь напрямик по едва заметной тропинке. По пути она пересекает основную тропу, где я встретил мотоцикл с коляской, нагруженной парой мешков муки. Подъем очень крутой, иду тяжело и медленно. И вот я, наконец, наверху, у монастыря. Отсюда отличный вид на ущелье Lha Chu в обоих его направлениях. Скальный склон его левого борта, напротив монастыря, имеет слоистое строение. Сложен он из красно-коричневых горизонтальных слоев с вкраплениями оранжевых, розовых и голубых, и вздымается практически вертикально вверх почти на 1000 м. Подобное слоистое строение скального массива, скорее всего, проявление вулканизма на дне некогда бывшего здесь океана, а сам каньон образовался в результате тектонического разлома. У его основания гигантские ступени осыпей из щебня, а на самом верху скальные пики. Далеко внизу широкая извилистая лента русла реки с многочисленными отмелями-островками, крошечные фигурки людей и яков.

Сам монастырь - довольно большое бело-красное каменное строение на уступе скалы. Как и монастырь Gyandrak на внутренней коре Кайласа, он производит впечатление новостроя. Во всяком случае, в фильме об индийских пилигримах на коре Кайласа "Kailash - Manasarovar" в записи на DVD, снятом в 1998 г., он не показан (был тогда разрушен?). Принадлежит монастырь буддийской секте Кагью, основателем которой был индийский йогин Тилопа (988-1089 г.). Несмотря на ранний час, он полон крестьян-паломников. Монастырь известен большой раковиной-дунгар и беломраморной статуей Будды безграничного света Амитабхи, но фотографировать в храме, к сожалению, запрещено.

Монастырь Chuku
Монастырь Chuku
Река Lha Chu и лагеря скотоводов в районе монастыря Chuku
Река Lha Chu и лагеря скотоводов в районе монастыря Chuku
Ущелье Lha Chu, вид с тропы к монастырю Chuku
Ущелье Lha Chu, вид с тропы к монастырю Chuku

Осматриваю храм, дарю настоятелю банку черного чая и фотографирую окрестности. Выше и южнее монастыря две пещеры отшельников - "Слона" и "Льва", знаменитые тем, что их будто бы посещали гуру Римпоче (Падмасамбхава) и Миларепа. Вылазка к монастырю занимает у меня больше часа.

Спускаюсь вниз и в начале 12-го отправляюсь в путь один, Тхунду уже нет. От моста и лагеря скотоводов ущелье просматривается в обе стороны на несколько километров. Ложе его здесь глинистое, густо усыпанное по всей ширине разно-размерной галькой, широкое, метров 200-250, и удивительно ровное. Скорее всего, когда-то все оно было занято водным потоком, на что указывают и россыпи гальки. Сейчас река занимает лишь малую часть ложа, она маловодная и спокойная, но весной становится бурной и сильно разливается: в фильме на DVD я видел, что в апреле, в паводок, даже яки переходят ее с трудом. Широкая тропа, скорее дорога, идет вдоль левого берега реки у основания осыпей, где встречаются одиночные палатки скотоводов. Тяжелые грузовики со стройматериалами проходят по этой дороге до самого Drira Phuk, но туристов по ней не возят, мы, во всяком случае, джипов с туристами не видели. В фильме "Mount Kailash" съемки 2004 г. в записи на DVD этой дороги еще нет, только тропа. Далеко впереди справа маячит столбообразная гора Guru Rinpoche Torma. Где-то в километре от Chuku ложе ущелья частично перекрывается первой осыпью, русло реки здесь сужается, течение ее становится бурным, а дорога уходит метров на 20-30 м вверх и далее несколько сот метров идет по осыпи (на карте здесь обозначено "Steady Climb"). В начале подъема у дороги пасется несколько лошадей, а выше, уже на осыпи, десятка три яков.

Отсюда открывается прекрасный вид на нижнюю часть ущелья Lha Chu и прилегающую равнину, замыкаемую на юге, за озерами, грядой гор. А с северного края осыпи отлично просматривается все верхняя часть ущелья вплоть до впадения Beiung Chu.

Ущелье за монастырем Чуку представляет собой настоящий каньон с отвесными склонами. С запада над ними выделяется несколько пиков. Ближайший к монастырю - безымянный, высотой 5845 м (где-то на 1000 м выше ложа ущелья!). Далее, в направлении на север, три вершины, символизирующие трех богинь долголетия - Tara (Дролма) 5936 м, Amitayus (Цепаме) 6010 м и Vidschaya (Намгьялма) 5938 м. Между первыми двумя находится водопад "Хвост лошади царя Гесера". Сейчас, в сентябре, этот водопад маловоден и совсем не впечатляет, а других водопадов на пути я что-то и не припоминаю. Совсем другое дело весной, в это время в каньоне довольно много больших водопадов.

На самом севере гряды еще одна вершина - Gesar Ling 5690 м. Скальные стены ущелья здесь как будто сложены из ровного гранита. С востока над каньоном возвышаются две безымянные вершины в 5695 м, 5975 м, а севернее их столбообразный останец высотой 5656 м - Guru Rinpoche Torma. Километра через 1,5-2 после первой осыпи ущелье частично перекрывается второй осыпью, проходящей у основания этого останца. Между этими осыпями его ложе вновь широкое и ровное, но здесь оно уже почти наполовину занято поймой реки, сейчас узкой и маловодной. Здесь тоже палатка скотоводов с небольшим стадом яков возле нее.

Проходим первую осыпь на пути от Chuku к горе Guru Rinpoche Torma
Проходим первую осыпь на пути от Chuku к горе Guru Rinpoche Torma
Река Lha Chu у первой осыпи
Река Lha Chu у первой осыпи
Южная (вверху) и северная (внизу) части ущелья реки Lha Chu, вид с тропы по осыпи между лагерем скотоводов у Chuku и подножием горы Guru Rinpoche Torma
Южная (вверху) и северная (внизу) части ущелья реки Lha Chu, вид с тропы по осыпи между лагерем скотоводов у Chuku и подножием горы Guru Rinpoche Torma
В ущелье Lha Chu на пути к подножию горы Guru Rinpoche Torma
В ущелье Lha Chu на пути к подножию горы Guru Rinpoche Torma

Прохожу вторую осыпь, справа громада основания Guru Rinpoche Torma. Спуск, небольшой переход и третья осыпь, на полпути к которой 2-й Чалстал Ганг и камень с отпечатком стопы Миларепы. Отсюда в проеме между двумя останцами впервые открывается полный вид на западное "лицо" Кайласа: это громадный серо-черный куб, сложенный из горизонтальных слоев запорошенных снегом, увенчанный белой, пологой полусферой вершины.

Отмечу, что на нашем треке полностью покрыта снегом была лишь вершина Кайласа, другие же вершины чуть выше 6000 м повсеместно были лишь чуть им припорошены. Снова спуск и очередная осыпь, у северного конца которой раскинулся еще один лагерь скотоводов и местных предпринимателей, в палатках которых можно перекусить. Здесь, вскоре за лагерем, заканчивается каньон ущелья Lha Chu, слева ограниченный восточным склоном Gesar Ling (5690 м), а справа западным склоном горы Chana Dorje (Vajrahani) (5750 м). Небо ясное и довольно тепло, воздух сухой и разреженный. По тропе небольшими группами тянуться трекеры и паломники - индийцы и из местных крестьян. Среди последних встречаются молодые пары с грудными детьми, привязанными за спиной! Особо фанатичные тибетцы-паломники, как правило, женщины в возрасте, "идут" путем простирания ниц. Общее число трекеров и паломников, начавших сегодня кору, человек 100-120, однако поскольку они сильно растянуты по тропе, толчеи на ней нет. Есть среди трекеров и русские - двое мужчин и женщина, все молодые, москвичи, где-то здесь и наши прежние попутчики, Анвар с Леной, но их мы увидим только завтра за перевалом. Иду медленно, как положено на такой высоте. Сразу за палатками лагеря скотоводов я догнал Люду, Тхунду и одного из наших потеров. Последний был довольно старый и худой тибетец в рваном пальто.

Время 12.30, и у меня желание отдохнуть и принять пищу. Сходим с тропы и пытаемся отыскать полянку у реки без мусора и ячьего помета, что довольно сложно. Наконец находим относительно чистое место, достаем термос с кипятком и завариваем в кружках суп. Потер пристраиваться около нас, хотя Тхунду понукает его идти дальше, дед упорно сидит. Угощаем его яйцами и лепешкой, оставшимися от завтрака. Пока готовится суп, мы расправляемся с банкой рыбных консервов. Закончив обед, пьем чай и, недолго полежав на травке у реки, в начале второго трогаемся в путь. Минут через 20 хода от палаток лагеря ущелье Lha Chu с севера и северо-запада принимает два правых притока - Belung Chu и Dronglung Chu. Протекают они по разным ущельям, но к Lha Chu выходят через один распадок и устья их сближены. Сама же Lha Chu поворачивает после их впадения на восток и придерживается этого направления вплоть до самого Dira Phug. После него она уходит в ущелье на северо-восток еще километров на 15. Нам же завтра идти к перевалу Drolma La по-прежнему на восток вдоль ее левого притока - Drolma Chu.

Высота местности здесь, у поворота ущелья, 4908 м, от Дарчена это где-то 20-й километр, при этом перепад высот всего +153 м. На последнем 4-километровом участке пути в этот день предстоит набрать еще метров 150. Судя по расстоянию, хода до конечной точки сегодняшнего маршрута около часа, однако мы уже изрядно притомились, самочувствие ниже среднего. Из симптомов горной болезни у меня постоянно слабая головная боль и сохнут слизистые оболочки рта. Люда в этот день записала в дневнике: "Вообще же, постоянное нахождение на высоте 4500-4700 м давит на голову. Мало того, что постоянно не хватает кислорода, так и голова болит почти постоянно, а временами накатывает разламывающая черепушку боль то в части затылка, то в части лба. Я часто вспоминала слова украинского мужика не хилого вида, которого в октябре 2009 г. мы встретили на подходе к южному базовому лагерю Аннапурны о том, что когда он шел по коре Кайласа его сильно прессовало. Вот и нас прессовала эта высота…". Напомню, что наш спутник по началу путешествия, Анвар, в прошлом, 2010 г., тоже шел по коре Кайласа, а сейчас трек повторял, так как в прошлый раз из-за горной болезни ничего особо не увидел. Реально этот путь мы прошли почти за 2 часа.

Гора Guru Rinpoche Torma, ее высота 5656 м
Гора Guru Rinpoche Torma, ее высота 5656 м
Слева направо: Tara (5936 м) и Amitayus (6010 м)
Слева направо: Tara (5936 м) и Amitayus (6010 м)
Погонщики яков и паломники на второй осыпи
Погонщики яков и паломники на второй осыпи
Вид на западное «лицо» Кайласа со 2-го Чагстхал ганга
Вид на западное «лицо» Кайласа со 2-го Чагстхал ганга

У поворота, как берега устьев притоков, так и самой Lha Chu покрыты редкой травянистой растительностью, но и здесь повсюду пасутся яки. В одном из фильмов о Кайласе я видел, как где-то здесь в октябре погонщики перегоняли стадо яков, насчитывающее не менее сотни голов. Характер восточной ветви ущелья Lha Chu существенно иной: оставленный позади каньон с вертикальными скальными бортами сменяется на обычное для этих высот V-образное в профиль ущелье с серыми щебнистыми склонами. Пейзаж довольно характерный и напоминает, например, подходы к нижнему базовому лагерю Thorung Phedi перевала Thorung La на треке вокруг Аннапурны (Непал).

Ущелье Lha Chu и лагерь скотоводов выше 2-го Чагстхал ганга
Ущелье Lha Chu и лагерь скотоводов выше 2-го Чагстхал ганга
Яки на пастбище
Яки на пастбище
Lha Chu после в районе ущлья Belung Chu
Lha Chu после в районе ущлья Belung Chu

Погода во второй половине дня прежняя - переменная облачность, температура воздуха в 15 часов на солнце 25ºС, влажность 30%. Несмотря на то, что довольно тепло, идем в ветровках, на головах - панамы, а Люда, еще и в перчатках, все это с целью предохранения от жесткого потока ультрафиолета, высота-то почти 5000 м! Продолжаем идти дорогой вдоль левого берега Lha Chu, река здесь полугорного типа с нешироким галечным руслом. Километрах в двух от поворота ущелья небольшая группа рабочих-тибетцев занимается сооружением моста. По берегам уже возведены две железобетонные опоры, невдалеке складируется арматура, подвезенная сюда на большом тяжелом самосвале типа КАМАЗа. Сейчас река неширокая и маловодная, но в половодье она превращается, видимо, в бурный поток, отрезающий путь к монастырю Dira Phug, который расположен невдалеке под склоном горы на противоположном берегу реки. Судя по объему работ, мост сооружается государством, то ли для развития туризма, то ли для контроля монастыря.

Вид на верховье ущелья Lha Chu после прохождения ущлья Belung Chu; справа с краю – гора Cheneresi (Avalokitesvara) 5675 м
Вид на верховье ущелья Lha Chu после прохождения ущлья Belung Chu; справа с краю – гора Cheneresi (Avalokitesvara) 5675 м
Строительство железобетонного моста через Lha Chu в районе монастыря Dira Phug
Строительство железобетонного моста через Lha Chu в районе монастыря Dira Phug
Ущелье Lha Chu на подходе к монастырю Dira Phug, вершина слева - Cheneresi (Avalokitesvara) 5675 м, справа – Chana Dorje (Vajrapani) 5750 м, между ними - Кайлас
Ущелье Lha Chu на подходе к монастырю Dira Phug, вершина слева - Cheneresi (Avalokitesvara) 5675 м, справа – Chana Dorje (Vajrapani) 5750 м, между ними - Кайлас

За строящимся мостом через реку перекинут простенький деревянный мостик. Трекеры, идущие перед нами, переходят по нему на правый берег реки. Перешли и мы, как позже оказалось, напрасно: "наш" гест-хауз остался на левом берегу. Позади нас открывается впечатляющая панорама на Gesar Ling, Vidschaya и Amitayus, формирующие правый борт пройденного каньона. И позже вид на все три эти вершины сохранялся постоянно, в том числе и от гест-хауза. Впереди картина скромнее: лишь крутые серые щебнистые склоны.

За мостом путь проходит у основания склона и вскоре частично перекрывается осыпью, мысом вклинивающейся в ущелья. На ее ребре, по обе стороны тропы, раскидано несколько беленых ступ, украшенных растяжками флажков лунг-та.

Впереди слева появляется верхняя часть красных строений с растяжками флажков на склоне над ними, это и есть монастырь Dira Phug - Северный монастырь Кайласа. А справа, в ущелье между Chagna Dorje (Vajrapani) 5750 м и Cheneresi (Avalokiteswara) 5675 м появляется край заснеженной вершины Кайласа.

На подходе к монастырю слева от тропы несколько длинных двойных "батарей" небольших белых ступ на каменных кладках-основаниях, выкрашенных в красный цвет. За ними сам монастырь - три красные каменные одноэтажные "коробки", расположенные одна за другой под крутым сыпучим склоном. Внешне состояние монастыря хорошее, он, видимо, недавно отреставрирован или даже отстроен вновь (в фильме об индийских пилигримах на коре Кайласа "Kailash - Manasarovar" в записи на DVD, снятом в 1998 г., он не показан). Напомню, что в "культурную революцию" КПК в лице своих местных парторганизаций и органов власти активно уничтожала материальную базу религии в Тибете, монастыри прежде всего. В конце девяностых и двухтысячные годы пошел обратный процесс, многие монастыри в восточном Тибете восстановлены - в Лхасе, Шигатсе, Гуантсу. Теперь, видимо, дошла очередь и до монастырей западного Тибета, особенно в таком значимом для туризма районе, как окрестности Кайласа.

Dira Phug - самый высокогорный монастырь мира, расположен он на высоте 5060 м. Это метров на 120 выше, чем трекерская деревня Лобуче (4940 м) на подходе к Горак Шэп вблизи базового лагеря Эвереста в Непале. А также чуть выше уровня озера Теличо (5000 м) или верхнего базового лагеря (4925 м) на подходе к перевалу Тхорунг Ла со стороны Мананга (Непал). И здесь нам предстоит ночевка, а завтра набрать еще 600 м на пути к перевалу! Монастырь принадлежит буддийской секте Кагью и был построен вблизи пещеры, где в XIII в. медитировал гуру Готшангпа. Он первый из буддистов обозначил Кайлас как священную гору и совершил вокруг нее первую кору. А идею об этом ему подсказала богиня милосердия Тара в виде самки яка (сейчас на картах рядом с монастырем обозначена ее пещера - "cave of the female yakhorn").

Со склона чуть выше ступ открывается прекрасный вид на северную оконечность горного массива Кайласа. С запада и востока его обрамляют две правильные серые конические горы - справа - Chagna Dorje (Vajrapani), слева - Cheneresi (Avalokiteswara). Между ними на заднем плане сам Кайлас - громадный серый пирамидальный останец с почти отвесными склонами и округлой вершиной, покрытый снегом. От ледника у его основания вытекает речушка - Ganjam Chu, впадающая в Lha Chu. Чуть ниже подошвы Cheneresi (Avalokiteswara) лагерь скотоводов - загоны для скота и палатки. Еще ниже - большой гест-хауз. Сразу за ступами у монастыря склон спрямлен обширной каменной кладкой, образующей ровную площадку перед монастырем. Ниже нее, ближе к реке, расположился длинный каменный барак, выкрашенный в серо-желтый цвет. Это - гест-хауз, где, как я полагал, мы будем ночевать. Поэтому, оставив осмотр монастыря на потом, отправляемся к нему. Однако, Тхунду и наших потеров возле геста нет. Вертим головами в поисках нашего гида. И вот на противоположной стороне реки, у еще одного громоздкого строения, тоже же грязно-желтого цвета, замечаем человека, машущего руками. Спустившись ближе к реке, узнаем в нем Тхунду. Оказывается, "наш" гест-хауз на другом берегу! Моста поблизости не видно.

Растяжки молельных флажков лунг-та вблизи монастыря Dira Phug
Растяжки молельных флажков лунг-та вблизи монастыря Dira Phug
Монастырь Dira Phug, высота 5050 м
Монастырь Dira Phug, высота 5050 м

Вид на Кайлас со стороны монастыря Dira Phug, вершины слева на право: Jampeyang (Manjushri) 5835 м, Cheneresi (Avalokitesvara) 5675 м, Kailash 6714 м, Chana Dorje (Vajrapani) 5790 м; водоток на переднем плане - Lha Chu, в левом углу за ним - Dolma La Chu; желтое строение в центре - "наш" гест-хауз

Один из трекеров, по виду японец, разувается и начинает переходить реку вброд. Разуваемся и мы. Ширина реки здесь метров 8-10, дно галечное и скользкое, течение умеренное, вода не ледяная, но довольно холодная. На этой переправе Люда выронила и потеряла флисовую перчатку. Потеря, казалось бы, не велика, но на следующий день из-за ее отсутствия она получила обширный солнечный ожог кисти. Выбираемся на противоположный берег. Но оказывается, что мы лишь на мысу у слияния двух рек - Lha Chu и Drolma Chu, и нам переходить еще один поток, он уже глубже и течение здесь заметно сильнее. Невдалеке, вверх по течению, виднеется мостик, Люда уходит туда, а я переправляюсь напрямик.

На противоположном берегу нас встречает Тхунду и отводит в гест-хауз, расположенный над берегом реки. Это - большое П-образное двухэтажное каменное здание комнат на 40, то есть человек на 100-120. Все комнаты в гесте к концу дня уже заняты. Дина-рум находится на первом этаже в восточном крыле, помещение большое, с окном на запад, поэтому к вечеру в нем теплее. Нам достался "номер" на втором этаже в западном крыле, куда ведет крутая металлическая лестница, поднимаемся по ней из последних сил. Комнатка небольшая, с одним окном, в ней три деревянных лежака с матрасами и стопками одеял и подушек, электричества нет. Туалет один на весь этаж, в нем есть раковина и кран, воды в кране, правда, нет, лишь у отхожего места стоит бак с водой. На туристических тропах Непала даже в самых отдаленных гест-хаузах с этим делом заметно лучше. Так что в Тибете сервису есть куда расти. В "нашей" комнатке довольно прохладно и надо бы одеться теплее. Но пока прибыл лишь один из наших рюкзаков, принесенный уже знакомым нам пожилым потером, а второго, с теплой одеждой нет. Отмечу, что в фильме "Mount Kailash" съемки 2004 г., теперешние два гест-хауза не показаны и трекеры ночевали в районе, где мы сейчас находимся, в привезенных с собой палатках. Не показан в фильме и сам монастырь, возможно, что тогда он был разрушен.

Монастырь Dira Phug, высота 5050 м
Монастырь Dira Phug, высота 5050 м
«Наш» гест-хауз у северной подошвы Кайласа
«Наш» гест-хауз у северной подошвы Кайласа

Спускаемся вниз, во двор, посидеть на солнышке, температура воздуха в 17 часов 17ºС, влажность 30%. Измеряем содержание кислорода в крови и пульс: у меня 80% и 100, у Люды 70% и 100. Плохо, особенно пульс. Минут через 20 подходит и второй наш потер, молодой парень, одет он приличнее потера-старика, но тоже весьма скромно. Разбираем в номере рюкзаки, надеваем свитера и куртки. Надо бы сходить осмотреть монастырь, но до него с полкилометра и он на другом берегу реки. Охваченный апатией, я так и не решился пойти, о чем сейчас жалею. Все, на что нас хватило, это выйти на поляну между гест-хаузом и подошвой Cheneresi (Avalokiteswara). Вблизи гест-хауза она в многочисленных булыжниках, сильно замусорена и выбита копытами яков, чуть поодаль стоит несколько палаток трекеров-"автономщиков". Отсюда отличный вид на вершину Кайласа, кажется, что она совсем рядом. К подножию Кайласа вдоль Ganjam Chu идет подобие тропы до источника "Кангжама" - огромного куполообразного ледника. В этом районе встречаются углубления с глиной, ее называют "куша", плоть Кайлаша, она обладает будто бы священными свойствами и ее можно есть. Делаю несколько удачных снимков Кайласа, неожиданно мой "Soni ά" издает длительное жужжание. Как потом выяснилось, вышла из строя автофокусировка, что было крайне некстати - завтра перевал, предстояли уникальные снимки. В противоположной стороне, под крутым сыпучим склоном - строения монастыря Dira Phug. На запад открывается впечатляющий скальный массив Gesar Ling, Vidschaya и Amitayus. В восточном направлении невдалеке от нас ущелье перекрывается безымянной горой высотой 5835 м, зажатой между северо-восточной ветвью Lha Chu и Drolma Chu с юга. В нескольких сотнях метрах от гест-хауза на восток тропа через мостик переходит на правый берег Drolma Chu. Дальше она крутым серпантином уходит на юго-западный склон безымянной горы, теряясь вскоре за поворотом. Так что завтра прямо с утра нам предстоит одолеть тягун, набрав на нем метров 150. В восточном, юго-восточном направлении просматривается два ущелья. Одно, уходящее на юго-восток, образует безымянный водоток, протекающий у основания восточных склонов Jampeyang (Manjushri) и западных Sharma Ri. Другое, уходящее на восток - ущелье реки Drolma Chu, с юга его формируют северные склоны Jampeyang (Manjushri) и Sharma Ri, а с севера - южные склоны безымянной горы высотой 5835 м.

Возвращаемся в гест, время 19.10, солнце еще не зашло. Тхунду принес нам термос с кипятком, и мы решили ужинать у себя в номере своими запасами, тем более, что в дина-рум никакого оживления нет. Температура воздуха к 20 часам снизилась до 12ºС, а влажность возросла до 60%. В комнате прохладно, на ночь надеваем термобелье и забираемся в спальные мешки, они у нас пуховые, что гарантирует сон в тепле. Тхунду предлагает нам быть готовыми завтра к 7 утра. На завтрак, по нашему заказу, он организует цампу - затируху из ячменной муки. Оговоренное время подъема нас устраивает. Некоторые трекеры выходят из базового лагеря к перевалу и раньше, в 5-6 часов утра. Это связано с тем, что после 12 часов на перевалах обычно поднимается сильный ветер, вплоть до шквального, возможен и снег. Но по опыту наших треков в Непале мы знали, что выходить так рано, затемно, необходимости нет: до перевала хода обычно часа 4 и, выйдя около 8-ми, мы успеваем. На тумбочке между кроватями оставляем фонарь и бутылку воды.

Итак, первый день коры закончен благополучно, что в немалой степени связано с хорошим состоянием дороги, пологим подъемом и погодой, ясной и теплой. Огромное впечатление произвел каньон, впервые увиден Кайлас, а в базовом лагере мы приблизились к нему на минимальное расстояние. В холод и, тем более, дождь или снег, все было бы много хуже, особенно с учетом того, что обогреться и посушиться в базовом лагере негде. Вместе с тем, несмотря на минимум усилий, к концу дня мы на пределе: адаптация наша явно недостаточна и налицо некоторые признаки горной болезни, слава Богу, скорее легкой, чем средней степени тяжести. Никакой особой энергетики Кайласа, энергетической "подпитки", ни в этот день, ни позже, как я, так и Люда, конечно, не ощутили. Не было никакой эйфории и в базовом лагере, хотя здесь один из лучших видов на Кайлас, который совсем рядом. А завтра нам предстоит "набрать" еще 600 м! Уверенности, что в таком состоянии на перевал взойдем, нет…

Известный путешественник из Томска Е.А. Ковалевский в одиночку (!) повторивший в ноябре (!) 2006 г. маршрут Ю.А. Захарова, в своем отчете писал: "После посещения Кайлаша я все более склоняюсь к тому, чтобы не отрицать того, что сегодня непонятно… На себе я сумел почувствовать: на Кайлаше есть какое-то мощное энергоинформационное поле. Возможно, оно создано полями тысяч паломников, которые побывали на горе, плюс забота и внимание монахов, которые следят за этим комплексом, плюс история, плюс концентрация энергии на пиках гор. Но определенная энергетика здесь совершенно точно есть". Его отчет по экспедиции был в свое время в интернете. Я цитирую его по: А. Кальянова. 2007. Анти-Захаров, или Вся правда об экспедиции московского профессора. М., Изд-во ЗАО "ОЛМА Медиа Групп", с. 309-310. Для своего путешествия Е.А. Ковалевский выбрал крайне неудачное время - ноябрь, поэтому далось оно ему крайне тяжело. По форс-мажорным обстоятельствам внешнюю кору Кайласа он прошел за 2 дня. Подозревать его в предвзятой оценке сложно, но и подтвердить его представления об энергетике Кайласа я не могу, не ощутил однозначно.

Северное «лицо» Кайласа
Северное «лицо» Кайласа
Подписаться на новости