Выставку графики Бронислава Тамулевича представили в Южно-Сахалинске. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 13:12 SAKH
16+

Выставку графики Бронислава Тамулевича представили в Южно-Сахалинске

Культура, Южно-Сахалинск

Хабаровского художника Бронислава Тамулевича на Сахалине сначала открыли для себя невельчане. Так получилось, потому что наряду с живописью и графикой в его биографии большое место занимало и оформление музеев.

Он разработал концепции дизайна пространства в ряде дальневосточных музеев — в Хабаровске, Охотске, Вяземском, Дальнегорске. Но до и после выставки "С любовью к миру", открытой ныне в областном художественном музее, Бронислав Тамулевич навсегда останется на Сахалине. Ведь отпечаток его элегантного художественного вкуса несет оформление островных музеев — краеведческого в Невельске, областного краеведческого и музейно-мемориального комплекса "Победа".

На открытии заместитель директора музейно-мемориального комплекса "Победа" Елена Савельева с большой теплотой говорила о сотрудничестве с художником. На приглашение сахалинцев он откликнулся мгновенно, прилетел на следующий же день и с головой окунулся в разработку дизайна музея. Наверное, с его стороны был какой-то элемент авантюризма, потому что поставленную министерством культуры задачу необходимо было решить в предельно сжатые сроки. Но вряд ли это удивительно, если знать его энергию, увлеченность и наличие команды профессионалов, которая сложилась у него в ходе работы в предыдущих музеях.

— Бронислав Владиславович был человеком светлым, открытым, неизменно доброжелательным, — вспоминала Елена Ивановна. — В короткие минуты отдыха он рассказывал о своих путешествиях, друзьях, традициях своей замечательной семьи. Его мастерская отличалась от мастерских других художников. Она была интеллигентной — с приятным запахом кофе, уютным диваном, цветами в вазе, поставленными женой Светланой…

Открывая выставку, Светлана Тамулевич говорила о взаимности любви. Бронислав Тамулевич очень любил Сахалин, и остров его принимал по-доброму. Наверное, большое видится на расстоянии, и часто только восторг гостя становится волшебной линзой, которая преобразует для островитянина повседневность и привычку в красоту. Красные рябины, изобилие снега, от которого иные уже устали, по сугробу на каждой ветке, встреча с медвежонком, теплое море — из этих впечатлений складывалась пестрая мозаика притяжения Сахалина и Кунашира, которые были для него источником вдохновения в последние годы.

— Хотелось бы, чтобы больше знали наших, а не только чужих художников. Такие проекты формируют культурное единство Дальнего Востока, — подчеркнула Светлана Тамулевич.

Выставка представляет его акварели, в чем он достиг особенных высот, и карандашные рисунки. Пейзажи в технике акварели по-сырому он писал сразу, без набросков, а это значит — без права на ошибку, запечатленным мгновением. Эта манера оказалась беспроигрышной, чтобы создать плывущую, зыбкую, иррациональную атмосферу пейзажей, словно зависших между небом и землей. Жизнь как тайна тайн, "снятая" прикосновением таланта мастера. "Приземляет" ее автор разве названиями: вот улица в Хабаровске, бегущая к площади Славы, закутанный в снежную пыль Владивосток, "карандаш" маяка на мысе Эгершельда, тонущий во мгле. Небеса, снега, туман, блики на поверхности воды словно сняты через плачущее дождями окно, играют пятьюдесятью оттенками серого, синего, рыжего, лилового…

Художник Тамулевич по-старомодному очень интересовался людьми. Правда, по заказу портреты не писал. На вопрос "почему нет?" отвечал: "Портреты заказывают в основном люди, которых я не знаю, а они мне могут не понравиться". Из знаменитостей мира искусства в его коллекции людей углядела лишь Вадима Гоголькова, создателя легендарного театра пластической драмы "Триада", и, кажется, Андрея Тена, главного художника Хабаровского музыкального театра. Но большей частью его персонажи, говорящие и улыбающееся, которым он создал высокохудожественную судьбу, живут обычной жизнью. Вглядываясь в их лики — изящные кружевные паутинки одним росчерком — мы увидим смысл, счастье и полноту их жизни. А больше всего зрителей толпится у портрета жены ("Светка в кафе"), которая и в жизни, и на листе, говоря словами классика, одинаково "пленительна, полувоздушна". И ее энергией памяти и любви продолжается жизнь большого художника, происходят встречи с его многогранным творчеством в городах и весях…

Глядя на лица современников от Бронислава Тамулевича, с особой остротой понимаешь, что живопись первичнее фотографии, была и будет, да не обидятся мэтры "светописи". И как жаль, что у нас сегодня нет художника, который бы заинтересовался созданием портретной галереи истинно лучших людей Сахалина и Курил — не вип-персон, не "слуг народа" с сомнительным бэкграундом, а тружеников и творцов. Когда-то эту нелегкую ношу по собственной воле взял на свои плечи самодеятельный художник Николай Бочаров-Федореев, в его обширной коллекции персоналий были настоящие удачи, уловившие душу модели. А лучшие люди уезжают с Сахалина, уходят из жизни. Но свет их бытия должен согревать идущих дальше. Если, конечно, художник высокоталантлив. Как Бронислав Тамулевич. Не нами сказано, но навсегда верно: "Ars longa vita brevis".

Подписаться на новости