"Хоминг — инстинкт возвращения" Александра Зарчикова открыл программу "Сахалинский след" девятого "Края света". Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 02:25 SAKH
16+

"Хоминг — инстинкт возвращения" Александра Зарчикова открыл программу "Сахалинский след" девятого "Края света"

Край света, Культура, Южно-Сахалинск

Программу "Сахалинский след" девятого международного кинофестиваля "Край света" открыл документальный фильм "Хоминг — инстинкт возвращения" Александра Зарчикова. Почти полтора часа немногочисленные зрители могли любоваться на режиссера в главной роли. Он играл отца, который после развода редко видится с сыном, но решает взять его в познавательное и отчасти перевоспитательное путешествие на север Сахалина, чтобы показать ему "дом лосося".

"Колыбель для лосося" — так назывался этот фильм в 2017 году. Его уже показывали на "Крае света", тогда это был черновик, рабочая, 90-минутная версия. Известные критики указали режиссеру, на что обратить внимание, в том числе были претензии к хронометражу. Спустя два года фильм стал короче на две минуты, в остальном остался почти таким же, а его жанр как был, так и остался размытым: для документального кино слишком много постановочных кадров, для игрового — вкраплений чистой документалистики и визуально выбивающихся из повествования включений из чиновничьих кабинетов, где рыбопромышленники рассуждают о судьбе популяции лосося. Лирические моменты типа поцелуев с рыбообработчицей (перемежающихся кадрами распарываемой рыбы) или пейзажных зарисовок под музыку автор смело прерывает очередной "говорящей головой", в числе которых есть и экс-губернатор области Олег Кожемяко. На взгляд простого зрителя, все сказанное чиновниками, учеными, рыбоводами можно было бы вписать в контекст более гармонично: вложить в уста героев, подать с помощью инфографики или хотя бы записать спикеров на берегу моря или реки, вывести их из душных залов заседаний на свежий простор. А то местами получается и правда странно. Сразу после наставлений матери, отпускающей сына в поездку с отцом и напоминающей о своевременных переодеваниях, кормлении и заботе о сухости ног, следует синхрон, как в выпуске новостей. "Ареал нерестовый стал смещаться на север, и мы отчетливо это видим", — говорит участник какого-то совета по анадромным видам рыб. Прием параллельного монтажа понятен, и понятно, что имеется в виду начало путешествия на север, но как-то резко, словно черт из табакерки, выскакивают каждый раз люди в пиджаках вместе со своими трибунами и микрофонами, засоряя мир пейзажей и человеческих отношений.

Ну и все-таки фильм остался затянутым. Об этом свидетельствовали поглядывания зрителей на часы во второй трети картины. Два года назад кинокритики говорили о визуальном шуме, за которым не видны режиссерские находки, и советовали подчистить, подредактировать, убрать лишнее. Однако расстаться с фактурой автору, вероятно, нелегко.

Если же абстрагироваться от всех этих вещей, "Хоминг…" — далеко не пустая тарелка на кинофестивальном столе. Как микрофауна кормит лосося, как река кормит медведя, так и эта картина, если преодолеть себя и нырнуть, словно в холодное Охотское море, в туманные картинки на экране, способна дать пищу для размышлений о неустроенности жизни ("Почему у тебя денег нет, если ты работаешь?"), о неприкаянности ("Я вот тоже без пары"), об отношениях между родителями и детьми после того, как семья разбивается. Впрочем, эти отношения между главными героями не особенно развиваются. Мы не видим, чтобы путешествие как-то особенно сблизило отца и сына, что-то изменило в их взгляде друг на друга.

— Саша — очень важный для Сахалина кинематографист, — говорит сахалинский кинокритик Илья Шамазов. — К нему относятся по-разному, но нельзя не отметить его целеустремленность и трудолюбие. Он задает некую планку, на которую стоит равняться тем, кто сталкивается с трудностями при создании фильмов.

В целом, добавил Илья Шамазов, сахалинскую программу можно разделить на два блока. В первом — фильмы авторов, которые уже не живут на острове, но до сих пор бережно хранят в кармане ракушку с охотского побережья или осколок цветного стекла, обточенный соленой водой. Во втором — те, кто остается здесь, в мире сопок, медведей, приливов и раков-отшельников. Взгляд каждого по-своему интересен. В частности, сахалинцам советуют обратить внимание на двухминутную зарисовку Дмитрия Моисеева "Чтоб зашло", на документалку Мелиссы Маляржик "Гиляка", которая в прошлом году получила гран-при и приз за лучшую операторскую работу (Степан Домашенко) на "Островном экране", на экзаменационную работу "Пара недель" Дарьи Агиенко, недавно прошедшей обучение у Марины Разбежкиной, гуру документалистики и председателя жюри "Края света" в 2017 году.

— Документальное кино — это портреты наших современников. У сахалинцев есть умение заглядывать в человека, и в кино она проявляется особенно ярко. И еще очень радует, что ребята, принимавшие участие в питчинге в прошлом году, продолжают снимать, — поделился мнением Илья Шамазов.

Познакомиться с фильмами "Края света" можно в нашем разделе "Афиша". Показы бесплатные.

Новости по теме:
Подписаться на новости