Путь Медведя: от выставки до музея. Сахалин.Инфо
29 марта 2024 Пятница, 11:35 SAKH
16+

Путь Медведя: от выставки до музея

Культура, Weekly, Южно-Сахалинск

24 апреля первому и единственному Музею медведя на островах исполняется 10 лет. Ключевая идея уникального места довольно проста: взяв за основу образ символа России — бурого медведя, знакомить сахалинцев и гостей области с русской народной культурой, традициями, обрядами и ремеслами. Кроме косолапых с самими разными судьбами, "пропиской" и штампами изготовления — от дореволюционных до современных, в музее собрана коллекция этнографических предметов, наглядной иллюстрации того, как жил, что делал и чем вдохновлялся русский народ.

Со дня открытия островной музей посетили около 30 тысяч детей и взрослых, организовано 10 выставочных проектов — эксклюзивных собраний сахалинских мастеров и художников, проведено более 70 выездных мастер-классов в школах, городах и поселках Сахалина. Побывал музей и на Курилах.

Второго подобного музея не найти во всей России. Кроме сахалинского, медвежьих уголков в нашей стране два — на Камчатке и в Ярославле. Правда, они значительно уступают островному. В них нет густого этнографического подтекста — там все упирается в плюшевых мишек.

Между тем, Музей медведя вырос из небольшой выставки с парой сотен экспонатов. Как это было и какие сложности пришлось преодолеть ее создателю Наталье Кирюхиной — в материале корреспондентов ИА Sakh.com.

От первого медведя до первой выставки

Мысль о создании уникального для Южно-Сахалинска музея у Натальи Кирюхиной родилась в 2006 году. Художник решила, что город, на гербе которого красуется дуэт косолапых, просто обязан обзавестись островной фишкой, где его символу — медведю — будет отведено центральное место. Замысел был прост: через главную русскую сказку "Три медведя" показать, как жили русские люди в старину. По задумке Кирюхиной, будущий музей должны были наводнить не только медведи, но и предметы быта — изделия ремесленников, которые помогли бы воссоздать уникальную обстановку и погрузить посетителей в атмосферу прошлого. Сюда же подключился образовательный аспект — дети могли бы пощупать то, что до этого видели только в учебниках. Так сахалинка надеялась объединить художественное, краеведческое и этнографическое начала.

Первого медвежонка Наталье Кирюхиной подарила подруга. Вскоре вокруг этой игрушки стала образовываться коллекция. Сначала о медвежьей идее узнали все друзья, затем весть разлетелась по знакомым и незнакомым, когда Кирюхина дала объявление в местные газеты: "Художница для работы примет в дар или за небольшую плату старые предметы русского быта и медведей: старых, новых, стеклянных, поломанных, меховых — самых разных".

— В сказках звери наделены человеческими чертами: они разговаривают, одеваются и действуют, как люди. Для детей это особенно интересно. Мне хотелось заинтересовать малышей и показать на образе жизни тех сказочных медведей, как русский народ жил, что населяло русскую избу, что люди делали. Важно было захватить культуру и быт — показать наши корни, — рассказывает Наталья Кирюхина.

В первую очередь люди понесли художнице именно медведей. Сахалинцы стали перетряхивать бабушкины сундуки, полезли на чердаки и антресоли. Присылали посылки с севера Сахалина и даже Курил. География экспонатов была самая широкая.

— Предметы стекались в руки разными способами — кто-то звонил и приходил, кто-то присылал по почте. Из Катангли нивха прислала личины медведя, вырезанные из кожи и бумаги. Другая женщина прислала мишку, купленного на олимпиаде. Бывало люди отрывали от себя самое дорогое, но все равно делились для истории, — вспоминает Кирюхина.

Некоторых медведей приходилось реанимировать — подобранные на помойке косолапые нуждались в хорошей ванне, штопке и свежей набивке. Все находки Кирюхина бережно складировала дома и в мастерской. Но предметов быта на островах осталось мало и художница отправилась в этнографическую экспедицию по городам России, в те места, где издревле развивали народные промыслы. Собирая предметы, как пазлы одной большой мозаики, именно там в поездке художница штрихами наметила эскизы будущей экспозиции для выставки "Медвежьи потешки", из которой затем и вырос музей.

Весь 2006 ушел на подготовку — художница активно собирала экспонаты и комплектовала будущую выставку. За поддержкой Кирюхина обращалась в администрацию города и в различные компании. Откликнулась "Сахалин Энерджи" — художница выиграла грант, которого хватило, чтобы отшить в театральной мастерской самых крупных медведей  — семью с великаном папой, мамой и сыном. Все в русских народных костюмах — косоворотках и сарафанах. Они и стали ядром выставки, той основой, вокруг которой Кирюхина закрутила свои "Медвежьи потешки".

Художница успела к юбилею города — долгожданная выставка открылась в сентябре 2007 года, в одном из залов Союза художников. Правда, изначально медведям отвели непрофильное помещение — под "Потешки" согласились отдать часть склада, в котором Кирюхина организовала ярмарочный балаган с шатром-каруселью из цветных тканей. Первую выставку сделали из 400 экспонатов. В таком виде "Медвежьи потешки" простояли год.

Наталья Кирюхина со своими первыми медведями, 2006 год
Наталья Кирюхина со своими первыми медведями, 2006 год
Музей в художественном музее
Музей в художественном музее
Фото из архива Н.Кирюхиной
Фото из архива Н.Кирюхиной

Запуск "Медвежьих потешек" на гагаринскую орбиту

Выставка закончилась, а энтузиазм у людей не угас — сахалинцы продолжали нести свои находки. Перспективные экспонаты все прибывали, а места больше не становилось. Наталья Кирюхина продолжала рассаживать медведей по коробкам, которые занимали пространство в квартире и в мастерской.

В 2008 году, когда в стране отмечали "Год семьи", областной художественный музей предложил на время перенести выставку к ним. Началась долгая кочевая жизнь. В переездах на помощь приходила конструкторская смекалка художницы. Например, центральную часть экспозиции — медвежью избу — Кирюхина придумала так, чтобы ее можно было легко собирать и разбирать.

"Медвежьи потешки" развернули на первом этаже галереи, разбавив, вспоминает художница, экспонатами самого худмузея — так она стала интереснее и богаче. Правда, спустя три месяца, "Потешки" вновь переехали. Но на этот раз вопрос места встал еще жестче — Союз художников отказался принимать экспозицию выставки обратно. Позже смягчились и разрешили Наталье Кирюхиной хранить ценные экспонаты в коробках, выплачивая ежемесячную ренту — 3 тысячи рублей. С 2008 по 2009 год медведи и ремесленные предметы, тоскуя, провели взаперти. Художница, не переставая, строчила письма — просила помочь, как она думала, заинтересованных в будущем музее, городских чиновников. Результатов эпистолярный жанр Кирюхиной не приносил.

Билась художница еще и за образовательную часть. Еще в 2006 году, рассылая документы со структурой музея, Кирюхина давала понять — не одними медведями он жив. Кроме экскурсий и лекций для взрослых, ремесленных мастерских для детей, должна быть и другая активность — в стены музея надо привлекать сахалинских художников. Музей должен стать местом притяжения, площадкой для обмена умениями и знаниями.

Ситуация разрешилась по воле случая. Бывший ученик художницы познакомил ее со своими друзьями-предпринимателями, которые организовывали в парке у озера детское кафе. Коммерсанты сотрудничеством с медведями заинтересовались, предоставив второй этаж почти безвозмездно — просили художницу платить только за свет. Кирюхина опять перевезла коробки, потратив месяц на обустройство экспозиции на новом месте. И музей медведя, выросший из "Потешек", наконец, распахнул свои двери.

Переехав в парковую избушку, Наталья Кирюхина поставила перед собой главную цель — открыть для детей ремесленные мастерские. Маленькие сахалинцы начали изучать особенности русской росписи, разрисовывая все — от досок до матрешек. Ребята не только смотрели и слушали лекции об игрушках из разных уголков страны, но и лепили их своими руками. Музей ожил и зажил, количество посетителей от нескольких десятков выросло до сотен, а затем и до тысяч в год.

Домик у озера, при всей внешней привлекательности и соответствии русскому духу, для музея не годился. В здании не было ни тепла, ни воды. Топила Кирюхина вручную, закупая керосин. Встал вопрос и об оплате аренды — сначала говорили о 10 тысячах в месяц, потом сумма возросла до 20. Продажа билетов музей, конечно, не окупала. Временами нечем было платить и экскурсоводу. Рук не хватало. Даже дорожку к музею и лестницу художница разгребала от снега сама. Но музей продолжал жить на энтузиазме его создательницы. В попытке сохранить уголок русской культуры художница снова писала обращения в министерства и ведомства. Просила поддержки и у меняющихся мэров, и у губернаторов.

— У нас не было на острове уголка русской культуры. В краеведческом музее — маленький закуток, в художественном — может, упоминание, намек. Но был и есть корейский центр и армянский. У каждого свой кусочек. Но у русских нет. А мне хотелось, чтобы люди увидели свои корни, как из ничего одним топором русские делали красоту и почему мы этого сегодня не умеем. Я билась именно за это, — вспоминает Кирюхина.

Когда освободился "чеховский домик" на улице Курильской, Наталья Кирюхина решила — это шанс. Здание идеально подходит для центра русской культуры, основой которого должен стать Музей медведя. Собрав наработки и предложения, художница отправилась в министерство культуры. Тогдашний руководитель ведомства Ирина Гонюкова к идее отнеслась положительно.

— Наш музей даже виртуально приписали к художественному музею, которому отписали дом. Мы должны были стать частью его. Но слияния не произошло. У меня даже есть бумага, что мой музей — коллекция художественного музея. Даже название было — "Русский культурный центр. Музей медведя".

Но потом, вспоминает художница, власти, видимо, решили иначе. Домик Чехова минкульт прибрал к рукам, объявив об открытии центра русского декоративно-прикладного искусства "На краю земли". Но, конечно, уже без Кирюхиной.

Изначально Наталья Кирюхина планировала передать всю собранную коллекцию городу. Но после многолетних мытарств и без поддержки властей островной энтузиаст пришла к мысли — отдавать бесплатно — значит погубить предметы, которые скорее всего разбазарят. Художественный музей предложил художнице выкупить самые ценные вещи. Но Кирюхина отказалась.

— Для меня все ценно, все предметы вписаны в экспозицию. Поштучно я ничего не отдаю. Вон та изогнутая, но окаменевшая берестяная корзинка из Каргаполья. Эта, — показывает в сторону деревянных полок, — старинная вещь с русского севера. Для меня она ценна сама по себе — для художественного музея не очень, — говорит создатель Музея медведя.

О предметах, населяющих музей, Кирюхина может говорить часами. У каждого своя история, каждый добывался по-своему — на блошиных рынках, среднерусских развалах или в лавках антиквариата. Старинное коромысло художница с боем проносила в самолёт. Негабаритные, но хрупкие вещи не раз становились причиной споров с сотрудниками аэропортов. Экспонаты Музея медведя — этнографические, говорящие в первую очередь о времени. Кирюхина мастерски объединила художественное и краеведческое начало.

— У нас в коллекции есть гвоздь с Урупа с Курилороссии — первого русского поселения на Курилах, которое основали купцы. Впоследствии этот поселок смыло цунами. Но в 1983 году наш историк Шубин на раскопках нашел останки Курилороссии. Там же отыскал кусочек избы тоже с гвоздем. Первые курильчане заготавливали рыбу и пушнину, которые потом возили на большую землю на судне "Святая Наталья". Эти предметы доказывают тот факт, что первыми на Курилах поселились как раз русские люди, — рассказывает Наталья Кирюхина.

Была еще одна некрасивая история об обещанной, но не оказанной поддержке. Помочь Музею медведя вызвался краеведческий, руководство которого решило попросить на развитие "младшего брата" грант в один миллион рублей. Кирюхину заверили — теперь они будут оплачивать аренду и зарплату экскурсовода. Экспертная комиссия из краеведческого музея, которую Кирюхина принимала в гостях в домике у озера, подтвердила: экспонаты действительно представляют интерес. Коллекцию стоит закупить и сделать частью Краеведческого музея. Это почти братское слияние задокументировали на бумаге — самый главный музей области берет под свое крыло самый самобытный. Кирюхина включилась в сотрудничество — опять, как тогда, в истории с "Русским центром", поделилась наработками и лекциями об истории русских ремесел. Передала материалы о промыслах, хохломе, лаптях, лыти, русских праздниках. Выдала всех сахалинских мастеров, сделала две выставки, провела несколько мастер-классов и в итоге осталась почти ни с чем. Из миллиона художнице оставили 100 тысяч за выставки. Кирюхина просила поделиться хотя бы одним гончарным кругом (краеведческий вместе с печами для обжига купил два), который бы пришелся кстати для занятий с детьми. Все-таки деньги получали на развитие Музея медведя. Но увы...

В 2013 году в гости к медведям пришел Сергей Надсадин. Мэр города узнал о проблемах в домике — главе города рассказали об отсутствии воды и тепла, вскользь упомянули об убытках. Надсадил изучил экспозицию и решил, что музей можно органично "интегрировать в парк в рамках концепции его развития". Градоначальник высказал мысль, что ремесленные уроки Кирюхиной могут стать частью учебного процесса в городских школах и даже поручил департаменту образования рассмотреть вопрос о включении занятий в Музее медведя в образовательную программу. "Тем самым учреждение получит столь необходимое финансирование из муниципального бюджета, а дети — возможность научиться лепить из глины, выполнять роспись по дереву, гипсу, узнать историю родного края", — оптимистично объявлял пресс-релиз. Ничего из этого так и не сделали.

"Медвежьи потешки" возле парка. Фото из архива Н.Кирюхиной
"Медвежьи потешки" возле парка. Фото из архива Н.Кирюхиной

Рывок из парка в "Сити Молл": новая точка на карте музейной жизни

Кирюхина, как заведенная, продолжала писать письма. Надо отдать должное: администрация парка откликнулась, предложив переезд в здание "Электрона", помещение возле площадки мехатракционов. Правда, кроме минуса в размерах — новая площадка была всего 70 квадратных метров (этого едва бы хватило на экспозицию, не говоря уже о размещении мастер-классов), против 120 в доме у озера, тучей нависали и бытовые проблемы. В "Электроне" не было ни воды, ни туалета. Художница переезжать отказалась.

Между тем вопрос встал жестко — в парке сменилось руководство и домик, в котором располагалось кафе, решили снести. Причем узнала об этом Кирюхина уже пост-фактум. Хотя владельцев здания проинформировали своевременно, но они почему-то забыли сообщить своему единственному арендатору. Помещение требовалось освободить за три дня. Положение было критическим.

Но тут Наталья Кирюхина вспомнила о предложении руководства "Сити Молла" перевезти Музей медведя в торговый центр. Изначально художница восприняла идею с большим скепсисом: во-первых, далеко, во-вторых, задачи не особо совпадают. Все-таки люди едут в "Сити Молл" за развлечением, а не за просвещением. Но делать было нечего. Кирюхина согласилась и не прогадала. Тем более, что бизнесмены (Константин Резницкий и Игорь Коптелов) предложили идеальные условия — внушительную площадь в несколько сотен квадратных метров, да еще и бесплатно. Музей медведя переехал в новый и последний, как надеется его создатель, дом в прошлом году — в октябре. А в декабре, рассадив медведей по углам, разложив предметы по полкам — состоялось открытие.

— Сейчас же очень модно в крупных торговых центрах на последних этажах размещать галереи, устраивать музеи или выставки. Во всем мире это делают. А Резницкий очень мудрую вещь сказал: "Хватит только развлекать и кормить гамбургерами, надо молодежь хотя бы немножко учить".

От редактора.

С гордостью могу сказать, что переезд Музея медведя в ТРК "Сити Молл" случился не без моей помощи. Весной 2015 года мы встретились с одним из владельцев комплекса Игорем Коптеловым. Он предложил свою помощь в организации фестиваля "Крылья Сахалина", и в итоге мы отлично сработали вместе и продолжаем сотрудничать. В беседе о благотворительности речь неожиданно зашла о Музее медведя и Наталье Кирюхиной. В то время и ранее Sakh.com часто писал о сложностях, с которыми сталкивается этот самобытный островок русской культуры, и казалось, выхода не было. Я рассказала об этом Игорю, и он сказал: а предложите ей переехать к нам, совершенно бесплатно, мы примем ее, поможем переехать...

Как только мы расстались, я набрала Кирюхину, передала ей предложение Коптелова. Она действительно достаточно сухо отреагировала на сообщение, сказала, что позвонит в "Сити Молл". А спустя несколько месяцев "Медвежьи потешки" открылись в новом месте. Теперь рекламу музея можно видеть не только в "Сити Молле", но и по всему городу. Его по-хорошему раскрутили. А учитывая планы владельцев "Сити Молла" о разнообразии детской зоны, открытии новых интересных выставок, можно сказать, что и Медведи там поселились совершенно к месту.

Хочется помогать тем, кто что-то делает. Помогаешь ты, и помогают тебе.

Сегодня Музею медведя, десятилетие жившему на птичьих правах, наконец, есть где развернуться. Количество экспонатов по описи сегодня 2400. Сколько из них медведей, пока точно не подсчитали, но факт — косолапых продолжают нести уже в новый дом.

Наталье Кирюхиной даже удалось скрыть урбанистическое нутро новой "берлоги": прямые углы и сверкающая плитка густо усыпаны островками природы. Встречает гостей мишка и сразу отправляет в мини-лес с изгородью из веточек и листьев, развилкой с деревом мудрости, облюбованным разумными совами, отдельным птичьим базаром, который выводит аккуратные трели где-то под потолком.

— Главная задача для всех, кто заходит в Музей медведя — набраться мудрости, вдохновиться на что-то, что можно сделать руками. Поэтому мы и поставили на развилке Древо мудрости. Русские люди, наши предки были рукастые и умные. Мастерили без топора и стамесок. Но так ладно и красиво, так необычно, что удивляешься и хитрости и смекалке и мастерству русских людей. То, чем славен русский человек, мы здесь и показали. Нам стоит гордиться своими корнями и предками, — считает Наталья Кирюхина.

Основа музея осталась прежней — в центре "Русская изба" с тремя медведями, которые молчаливо "рассказывают" о быте, культуре, истории через предметы из разных уголков России 18-21 веков. На лавках и полках лежат хозяйственные принадлежности. Подлинные лукошки, прялки, веретена и топоры; плетенная, вырезанная и отлитая утварь, первые утюги и стиральные доски — вещи, которыми пользовались русские люди столетия назад. Полки ломятся от керамики — разномастные горшки, кажется, меряются выдающимися глиняными боками.

В витринах поблескивают нарядами фарфоровые красавицы — каргопольская, дымковская и филимоновская игрушка. Отдельную полку отвели под богородскую игрушку, еще одну витрину отдали под хохлому.

Изба медведей
Изба медведей
Рубель — прародитель утюга, украшенный резьбой
Рубель — прародитель утюга, украшенный резьбой
Слева — светец для лучины, которому 300 лет. Привезен Кирюхиной из Переяславля-Залесского
Слева — светец для лучины, которому 300 лет. Привезен Кирюхиной из Переяславля-Залесского
Валек, или старинная стиральная машина. Мастер вырезал на нем свое имя, хотя обычно мастера были безграмотными
Валек, или старинная стиральная машина. Мастер вырезал на нем свое имя, хотя обычно мастера были безграмотными
Рукомойник с обломанным носиком, справил 300-летний юбилей
Рукомойник с обломанным носиком, справил 300-летний юбилей
Один из первых электрических советских утюгов, 1955 год
Один из первых электрических советских утюгов, 1955 год

За стеклом — несколько десятков кукол-оберегов из разных уголков страны. Эта коллекция игрушек — дело рук одной сахалинки Ольги Скоропатской. Женщина научилась мастерить кукол из всех губерний, которых в России когда-то насчитывалось больше сотни.

В целости до нового дома доплыл и знаменитый корабль путешественников. Его капитаны — медведи из разных стран, которые давно и прочно объединились, плывут к сахалинцам в гости, чтобы рассказать о себе. На месте и экспозиция, посвященная русскому чаепитию: кроме самоваров — главных повелителей стола, стенд пестрит разнообразными чайниками, старинными и современными коробками для сахара. Над пузатыми богатырями возвышаются подносы двух основных промыслов — уральского и жостовского.

Старинные плотницкие тиски
Старинные плотницкие тиски
Корабль путешественников, преодолевший все жилищные невзгоды
Корабль путешественников, преодолевший все жилищные невзгоды
Берлога
Берлога

Дышится в музее теперь заметно свободнее. Выставки раскинулись в просторных залах. И людям, и экспонатам есть где развернуться.

Из новинок — отдельный уголок, посвященный сахалинским районам. Особенно тем, на чьих гербах красуются медведи. Кроме предметов советского периода, есть исторические находки — осколки посуды и других примечательных вещиц. Свое место нашли и аборигены острова. Медведь для коренных жителей Сахалина тоже важный символ. На нивхов Кирюхина смотрит пристально, вглядываясь в плоскость взаимопроникновения культур — сходства и различия здесь находятся довольно легко.

Гордость Натальи Кирюхиной — объемная картина с берлогой медведя. Прямо в зале художница с помощниками воссоздала кусок леса в ускользающей красоте времен года. По задумке медведь переходит из лета в осень, а затем шагает в зиму, где в итоге укладывается спать. В уютной берлоге, бережно свитой художниками, раскинулось настоящее чучело косолапого.

Для взрослых и детей по-прежнему работают музейные программы. Кажется, их стало еще больше. Сахалинцам помогают познакомиться с народными промыслами и традициями, встретиться с настоящими мастерами и художниками. Показывать и рассказывать, как русские люди в старину лепили, расписывали, резали, обжигали и плели здесь могут часами. В репертуаре — десятки увлекательных экскурсий и мастер-классов.

Наталья Кирюхина искренне надеется, что спустя 10 лет этот дом для Музея медведя станет последним и единственным. История уникального места была витиеватой и удивительной: те, кому музей мог принадлежать, в итоге от него отвернулись. Но нашлись другие, совсем неожиданные помощники.

— Вышел такой вот парадокс: власть не захотела нас поддержать, а коммерсанты да. Надеюсь, это постоянная прописка. Я, если честно, уже сама устала от переездов. Через год передам свое детище "Сити Моллу", со спокойной совестью оставлю здесь всю коллекцию, — делится планами Наталья Кирюхина. — Все будет налажено и сможет функционировать уже без меня. Буду, конечно, курировать новые выставки и мастер-классы, но, наконец, выкрою время и на себя. Опять начну быть художником, рисовать графику, на которую у меня за 10 лет почти не было времени.

Музей медведя приглашает на свой юбилей 24 апреля в 16.00 в "Сити Молл" (6 этаж). В гости ждут всех, кто участвовал в создании музея, чьи подарки, экспонаты украшают его экспозицию, а также тех, кто хочет с ним познакомиться и подружиться.

Новости по теме:
Подписаться на новости