"Вурдалаки": классический сюжет и нищета. Сахалин.Инфо
19 марта 2024 Вторник, 22:54 SAKH
16+

"Вурдалаки": классический сюжет и нищета

В кино, Weekly, Южно-Сахалинск

Недавно подумалось мне, что всю историю отношений современного отечественного кинематографа и зрителя можно кратно описать анекдотом "мыши плакали и кололись, но продолжали есть кактус". И сразу становится понятно, почему такие "шедевры", как "Вурдалаки", без зазрения совести выпускают в прокат.

"Вурдалаки"

Россия, 2016

Режиссер: Сергей Гинзбург

Жанр: триллер

В ролях: Михаил Пореченков, Константин Крюков, Аглая Шиловская, Андрей Руденский, Михаил Жигалов, Игорь Хрипунов, Анатолий Гущин, Константин Милованов, Анна Арланова, Юлия Ауг

"Вурдалаки" великолепны прежде всего тем, что они потрясут до глубины души любого зрителя — от обычных циников до искушенных киноманов. Это такой оглушительный провал по всем фронтам, что даже не знаешь, с чего начать. Первая мысль — "они серьезно, или это такой изощренный стеб и троллинг?". Но, с другой стороны, треш тоже нужно уметь снимать. На этом карьеру построили и Квентин Тарантино, и Роб Зомби, и Уве Болл, и Эд Вуд, в конце концов. Ужасы — сам по себе жанр непритязательный, до недавнего времени (лет 20-30 назад) он не имел больших бюджетов, узнаваемых актеров. Но если брать его поджанр, так называемое вампирское кино, и не подразумевать набившие оскомину "Сумерки", то за всю его историю выходили фильмы, которые для своего времени были новаторскими и поражали зрителя, задавая тем самым каноны стиля. "Носферату", классический "Дракула" с Белой Лугоши, "Дракула" с Лоуренсом Оливье и спустя почти десятилетие — "Дракула" Фрэнсиса Форда Копполы, фильм, который совершил революцию в кинематографе и который спустя 25 лет пугает, очаровывает, поражает масштабами и детализацией. После "Дракулы" Копполы зубастое и кровавое кино посыпалось на экран как из рога изобилия, начиная от высокобюджетного, утонченного "Интервью с вампиром", до очевидного треша "От заката до рассвета" с тем же Тарантино, "Вампиров" Карпентера и отхождения от стереотипов жанра (на тот момент) "Другого мира". Я это все к чему — в данном поджанре было снято если не все, то почти все — и плохое, и низкобюждетное, и авторское, и культовое. Но страшнее вампира может быть только российский кинодеятель, который наперевес с произведением из русской литературы несется творить очередное претенциозное кино.

Что сразу бросается в глаза при просмотре фильма — это вопиющая малобюджетность и отсутствие аутентичности. Все эти костюмы, будто заказанные с eBay к Хеллоину, все эти декорации и реквизит, будто позаимствованный из ближайшей интерьерной лавки, отдают таким дурновкусием, что аж смешно становится. И одновременно грустно. Впрочем, бедность — не порок, и можно было сделать акцент на природные красоты карпатской деревушки — но в фильме и этого нет. Есть только топорная операторская работа в духе сериалов на НТВ. Что, согласитесь, с экранизацией готической новеллы ну никак не соотносится. И самое главное — это визуальные эффекты и компьютерная графика. Это нечто. Это не просто, пардон, за бедность речи — "отстой", такой уровень, который представлен в "Вурдалаках" уже лет 20 назад был "отстоем". Это просто удивительно при всех широкодоступных достижениях в этой сфере. Вот что это? Лень? Зашоренность? Отсутствие вкуса? Или кругозора?

И поговорим о том, чего нет в этом фильме. Об актерской игре. И вроде бы неплохие актеры — Пореченков, Крюков, Руденский, но здесь были как нечто статичное. Связка чеснока на стене была более убедительна и эмоциональна. Опять же, абсолютно бессвязные и ненужные диалоги, не передающие ровным счетом ничего — ни характер персонажей, ни действие, ни мотивации. Набор фраз, которые выдают зрителю в определенной последовательности. Не более.

И напоследок, наверное, стоит сказать о сюжете, о том самом, который основан на новелле Алексея Толстого "Семья вурдалака". Так переиначить классическое произведение — это нужно постараться. От оригинальной истории там ничего не осталось, что, собственно, даже было ожидаемо. В первый ли раз "загоняют" зрителя на российские фильмы, пользуясь заветными "по мотивам..." и "на реальных событиях"? Но этот нехитрый прием, видимо, до сих пор работает, иначе бы "Вурдалакам" достались пустые залы.

Я не знаю, для кого и во имя чего был снят такой фильм, как "Вурдалаки". Даже для самой непритязательной публики это слишком примитивно. И врагу билет не подаришь на "Вурдалаков" — это слишком жестоко. Но если была цель снять очень-очень плохое российское кино, то создатели фильма с этим справились на отлично. 3/10

Купить билеты на данный фильм можно на bilet.sakh.com.

Подписаться на новости